Сегодня речь пойдёт о может быть не широко известном, зато очень интересном московском музее. Сейчас он называется Музей Московской железной дороги, а старшее поколение его помнит по названию Павильон-музей «Траурный поезд В. И. Ленина».
Находится он рядом с Павелецким вокзалом. Если стоять лицом к фасаду вокзала, то музей будет слева от здания. История такова. Когда Ленин помер в 1924 году в Подмосковье, на этом самом поезде его привезли в Москву на Павелецкий. Дальше Ленина уложили в мавзолей, а паровоз так и остался стоять. Со временем вокруг него построили здание — да, не сначала здание, а потом туда поезд вкатили, а наоборот. В советское время место было культовым, и даже сам адрес звучал пафосно: Ленинская площадь, 1. В наше время музей находится совершенно в том же месте, но адрес теперь звучит как улица Кожевническая, 2.
Вход стоит 100 рублей. Фотографировать нельзя, нужно покупать разрешение за 200 рублей, даже если снимать телефоном. Поэтому я сделал несколько снимков тайком. Я попал на экскурсию для школьников, так что узнал немного больше, чем если бы просто посмотреть удалось.
Главный экспонат — это, конечно, сам поезд, стоящий в самом центре зала. Состоит он из паровоза и одного вагона. Паровоз огромен! Одни колёса диаметром под два метра, а целиком он высотой с двухэтажный дом. На него и в неподвижном состоянии смотреть страшно, а каков же он в действии? Ну и махина.
По одну сторону от поезда выставлены предметы, связанные с железной дорогой царских времён. Модель купе, фонари, технический инвентарь, проездные билеты, фотографии, документы. По другую сторону — экспонаты, связанные с эвакуацией в ВОВ — с самой грандиозной страницей железнодорожной истории, когда половина страны была сначала вывезена на поездах на восток за считанные недели, а потом возвращена обратно. Документы, личные вещи ответственных чиновников, книги, медали, фотографии тех лет. Сам поезд, что интересно, тоже был в эвакуации в Ульяновске.
Ещё в музее есть балкон и цокольный этаж. Там не менее интересно. Представлены модели разных поездов, в том числе паровоза Черепановых, детали и узлы, памятные знаки, награды ударникам-железнодорожникам советских времён. Экспозиция оказалась неожиданно большой и интересной для такого маленького, как поначалу казалось, музея.