На данный момент московское метро состоит из 206 станций, и это число регулярно увеличивается. Несколько лет назад, когда я приехал, их было на 25-30 меньше.
О метрополитене как транспорте я уже рассказывал. На этот раз хочу осветить архитектурно-эстетическую сторону и рассказать о том, как выглядят станции. Их можно разделить на три вида.
Первый — помпезные сталинские станции — «дворцы». Неважно, живёте вы в Москве или на другом краю планеты, вы наверняка наслышаны, что станции московского метро своей роскошной отделкой напоминают дворцы, спрятанные под землёй. Лепнина, скульптуры, гигантские люстры, мозаичные панно, фрески — это всё про них. Может сложиться впечатление, что всё московское метро именно такое. Нет, подобными изысками отличаются только некоторые центральные станции, построенные во времена расцвета сталинского ампира. Это станции кольцевой линии и большая часть (но не все) тех, что внутри кольца.
Справедливости ради надо сказать, что в наше время большинство из них обветшалые и сильно запылённые. Туристам особенно нравятся «Площадь Революции» с бронзовыми скульптурами и изящная «Маяковская». Верхом помпезности может служить «Комсомольская» кольцевая.
Второй вид, самый распространённый — это обычные ничем не примечательные хрущёвско-брежневские станции. Они так же неказисты, как бесчисленные брежневские панельные многоэтажки. Большая часть их — типовые, построены по одному проекту, и отличаться могут только цветами отделки. Как правило, выглядят они невзрачно и обшарпанно. Сюда же можно отнести наземные станции Филёвской линии: пару лет назад Собянин обратил внимание, что их состояние никуда не годится, нужен срочный ремонт.
Третий тип — современные станции, большая часть которых появилась в течение последних 10 лет. Большие, относительно чистые, сверкающие полированным гранитом и алюминием. Самая красивая станция московского метро — Славянский бульвар — как раз недавней постройки. В основном они строились в «тучные» годы начала 21 века, когда можно было позволить индивидуальный дизайн и не нужно было экономить на красоте. Особое место занимает открытая в 2014 году станция Спартак (бывшая станция-призрак), которую начали строить ещё в 70-е по типовому проекту, потом на несколько десятилетий заморозили и закончили только недавно.
Сюда же можно отнести Бутовскую линию лёгкого метро и московский монорельс — в советские времена подобных явлений в Москве не было.