Найти тему
Юлия Ботова

Сто локот на пришвицу

«Сто локот на пришвицу» - это станинное пожелание хорошей работы хозяйке дома, сидящей за кроснами (ручным ткацким станком), актуально на Пинежье и сегодня.

Пинежье - сказочная глубинка русского севера, один из отдаленных районов Архангельской области, где новое органично соседствует со старым.

Старинная Пинежская утварь в музее «Истоки» деревни Ваймуша, Архангельской области.
Старинная Пинежская утварь в музее «Истоки» деревни Ваймуша, Архангельской области.

Живы тут многие традиции и обряды , издавна бытующие в деревнях. В дни свадеб, например, украшают столы «своеткаными» полотенцами, собираются всем миром и поют песни.

В Тульском историко-архитектурном музее с 25 июля по 18 августа проходит выставка "Ткань. Истории".

Куратором выставки является народный мастер России Галина Михайловна Баландина, жительница села Карпогоры . Она занимается ткачеством, вышивкой и историей костюма, в целом. Собрана уникальная коллекция рукотворного творчества.

Двухуточное браное ткачество. Кружево - крючок. Деревня Перенень, Пинежского района, Архангельской области. Середина XIX - начало XX века.
Двухуточное браное ткачество. Кружево - крючок. Деревня Перенень, Пинежского района, Архангельской области. Середина XIX - начало XX века.

Здесь можно увидеть примеры работ северных мастериц, созданные в традиционных техниках: браное ткачество и лоскутное шитьё.

Браное ткачество - одно из самых древних ремёсел в Пинежском районе Архангельской области.

Название этой древней техники произошло от способа создания узора, когда нити основы «пробираются» при помощи специальной дощечки — бральницы. Те нитки, которые оказались над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те, что расположились внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Геометрические узоры, красные по белой «земле» (фону), вместе с приёмами работы передавались из поколения в поколение, от матери к дочери.

Ткацкий станок в музее «Истоки» в деревне Ваймуша Архангельской области.
Ткацкий станок в музее «Истоки» в деревне Ваймуша Архангельской области.

В разных деревнях Пинежья узоры имеют свой особый ритм и чередования с белыми полосами. И свою соразмерность красного тканного орнамента с полем полотенца. Все предметы, созданные в этой технике, имели в старину ритуальное значение. Каждый узор связан с определённым праздником и обрядом и имеет конкретное значение.

Двухуточное браное ткачество деревни Пиринень, Пинежский район, Архангельской области. Середина XIX - начало XX века.
Двухуточное браное ткачество деревни Пиринень, Пинежский район, Архангельской области. Середина XIX - начало XX века.

Полотенца, представленные на выставке созданы XIX - XXI вв и играют роль оберегов в северной деревне. В долгие дни северных пасмурных зим такие белоснежные полотна с яркими бранными красными узорами наполняют светом и радостью.