Найти тему
1520. Все о путешествиях

Тест поезда. Чем меня разочаровала «Красная стрела»

Когда-то «Красная стрела» была самым фешенебельным и передовым поездом страны. Ее отправление и прибытие на вокзале встречали торжественными мелодиями. Ее выбирали актеры, бизнесмены и лучшие люди страны. Проверил, что стало с главным поездом России сегодня.

Вагон поезда «Красная стрела». Фото: Кирилл Балберов
Вагон поезда «Красная стрела». Фото: Кирилл Балберов

Покупка билета и его цена

«Красная стрела» – один из немногих поездов в России, продажа билетов на которые открывается за 120 суток до отправления поезда. В РЖД уверены: чтобы не случилось, расписание «стрелы» не изменится. Уже много лет она отправляется в 23:55 и прибывает в 7:55 следующего дня.

Самый дешевый билет при покупке за 120 суток обойдется в 2743 рубля – это верхнее место в купе. Нижнее стоит около 3,5 тысяч. Цена билетов в купе за несколько дней до отправления может доходить до 6-7 тысяч рублей. СВ – в 1,5-2 раза дороже.

Я покупал билет за сутки до отправления, но не за деньги, а бонусные баллы «РЖД Бонус». Именно на «Красную стрелу» я не метил – просто повезло, что билеты были как раз на этот поезд. Правда при покупке столкнулся с проблемой – в РЖД как раз на 4 августа анонсировали акцию, согласно которой бонусные билеты должны были продаваться со скидкой 50%. Но она не работала.

Читайте также: Афера года. Как в РЖД обманули пассажиров в день железнодорожника

Поезд с историей

«Красная стрела» неспроста имеет номер один! Это был первый в Советском Союзе фирменный поезд. Он начал курсировать в 1931 году, правда, поначалу вагоны были синими.

-2

На время войны движение поездов прекратилось, а сами составы эвакуировали. До 1962 года у поезда несколько раз менялись типы вагонов и паровозы/тепловозы, таскавшие синюю «Красную стрелу». Некоторые локомотивы специально окрашивали в синий цвет, чтобы они гармонировали с составом.

Окрашенный под цвет «Красной стрелы» локомотив.
Окрашенный под цвет «Красной стрелы» локомотив.

С 1962 года, когда линию электрифицировали, «Стрелу» стал везти электровоз, а вагоны, наконец, получили красную окраску. Долгие годы – с 1976 по 2006 – здесь курсировали купейные вагоны производства немецкого завода «Аммендорф» (с шоколадными стенками).

Вагоны Аммендорф.
Вагоны Аммендорф.

В 2006 году вагоны заменили на новые – производства Тверского вагоностроительного завода. Они и используются в «стреле» по сей день.

Поезд «Красная стрела» на Московском вокзале Петербурга. Фото: Кирилл Балберов
Поезд «Красная стрела» на Московском вокзале Петербурга. Фото: Кирилл Балберов

Читайте также: Поезд №1. Как менялась «Красная стрела» с 1931 года

Поездка в День железнодорожника

Моя поездка пришлась на 4 августа. В 2019 году это День железнодорожника.

«Красная стрела» на Московском вокзале Петербурга традиционно подается к платформам номер пять или четыре, которые прямиком выходят к главному входу в здание вокзала.

В моем случае это была пятая платформа, правая сторона. Первое, на что я обратил внимание – поезд, ранее всегда состоявший из 16 вагонов плюс ресторан, в этот раз был каким-то коротким. Посмотрел схему состава в Сети. Вот она:

-6

Как мы видим, часть вагонов отсутствует. С чем это связано в пик сезона перевозок – не знаю. Может быть, часть вагонов на ремонте? А, может, нет спроса? Хотя это вряд ли.

Еще несколько лет назад была нормальная практика: посадка в «стрелу» начиналась не за полчаса до отправления, как во все поезда, а за час. В моем случае состав подали только за 40 минут до отправления. Проводники сразу вышли на платформу и выстроились вдоль поезда, чтобы начать сажать пассажиров. Это было еще до объявления начала посадки.

В моем вагоне работала приветливая проводница средних лет. Поздоровались, она проверила паспорт, нашла данные моего билета в наладонном компьютере и пригласила пройти внутрь вагона.

Нет титана и девятого купе

«Красная стрела» была одним из первых поездов, в котором производитель отказался от титана. Вместо этого у проводника – обычный чайник. Еще одно отличие – в поезде не девять, а восемь купе. Оба туалета находятся со стороны нерабочего тамбура.

-7

В коридоре лежит красная ковровая дорожка, которая во время посадки застелена белым тряпочным полотном. Потом его убирают. На окнах – шторы с фирменным вензелем КС.

Внутри купе полки-трансформеры, которые, естественно, застелены бельем. Одеяла заправлены в пододеяльники. Под столиком, который удобно выдвигается так, что за ним могут поместиться сразу четыре человека, расположены две розетки. Для пассажиров верхних полок розетки и usb-порты для зарядки телефонов отсутствуют.

Контингент поезда – командировочные и очень много иностранцев. Китайских групп я не видел, но индивидуальных путешественников – полно. Причем это не только китайцы. Я, например, отчетливо и в большом количестве слышал и французскую, и английскую речь.

Впрочем, в моем купе были только мужчины-сограждане, которые ехали явно по делам.

-8

В 23:55 поезд отправился в полной тишине. Еще несколько лет назад в Петербурге, когда «Красная стрела» отправлялась или прибывала, на вокзале включали гимн Великому городу (в Москве – песню Газманова «Москва. Звонят колокола»). Позже эту традицию распространили и на «Сапсаны», в результате мелодии играли так часто, что всем надоели, и от них решили отказаться, заодно и применительно к «Красной стреле».

По громкой связи к пассажирам обратился начальник поезда Алубаев Роман. Он рассказал, что локомотивом поезда управляет машинист первого класса Михаил Павлушин, а также сообщил, в каких вагонах какое предусмотрено питание, кратко рассказал о правилах проезда и попросил в случае чего обращаться к нему с вопросами.

Я думал, что скажет что-то еще про день железнодорожника, но нет. Помню какое-то время тому назад легендарный начальник «Красной стрелы» Александр Дымнич толкнул под новый год такую речь, что все пассажиры прослезились. В этот раз ничего такого не было. Четкий текст и всё. Кстати, в купе находилась визитка с телефоном начальника поезда, чтобы в случае чего позвонить ему. Отличное решение!

-9

Чуть позже пришла проводница. Она рассказала, что кроме того питания, что стояло на столах (0,25 мл воды, булочка, печенье и йогуртовый продукт), пассажирам полагается горячий завтрак. На выбор предлагались блинчики с мясом или яблоком, а также запеканка.

Кроме того, проводница объяснила, что купе оборудовано регулятором температуры воздуха – можно выставить от 20 до 24 градусов.

«У вас сейчас стоит на минимуме, на 20 градусах. Если будет холодно, можно сделать потеплее, но имейте в виду, что от 21 градуса внизу начинает работать электрообогрев», – рассказала она.

Я попросил чай, кто-то из соседей заказал на утро кофе, и все легли на свои полки. Я закрыл шторку. Кто-то немного почитал, кто-то посидел в смартфоне, и мы уснули.

Температура в купе была идеальной для того, чтобы спать под одеялом. Не жарко и не холодно. Приток воздуха отличный. Дышалось свободно. Не было абсолютно никакого дискомфорта в плане климата, часто свойственного для купейных вагонов.

Когда нас разбудила проводница за полчаса до прибытия, на столе уже стояло питание, принесенное сотрудниками вагона ресторана. Я взял блинчики с яблоком, очень приличные на вкус. Соседи нахваливали блины с мясом и запеканку.

Фото: Кирилл Балберов.
Фото: Кирилл Балберов.

За полчаса до прибытия начальник поезда вновь вышел на связь, пожелал всем доброго утра и напомнил, что в 7:55 поезд прибудет в Москву. Так оно и случилось – ровно по расписанию.

Так чем же меня разочаровала «Красная стрела»

«Красная стрела» – безусловно очень хороший поезд. Но, увы, сегодня нельзя сказать, что лучший. Еще лет пять-семь назад это было так.

Покупая билет на «Красную стрелу», пассажир покупал билет как будто в пятизвездочную гостиницу со всем свойственным пафосом: музыка при отправлении и прибытии, особый сервис, особые вагоны.

Но сегодня уже есть вагоны круче и гораздо новее, где розеток не две на купе, а четыре, где в каждом вагоне душ (в «Стреле» есть, но не в каждом вагоне), где так же кормят горячими завтраками и есть красивые занавески, наконец, где проводники не хуже.

И «стрела» – это уже просто бренд, очень сильный для туристов. Но какой-то особой атмосферы там нет. Оттого, возможно, и вагонов уже не 16, как раньше...

ФПК нужно сильно поломать голову, чтобы решить, что делать с этим поездом, чтобы он вновь стал особым.

Другие материалы в рубрике #тест поезда можно найти по этому тэгу.