Найти в Дзене
Видеодело

Ловушка для фрилансера.

Оглавление

На каждого копающего, всегда найдется человек, желающих заработать на том, что кто-то копает...

Другой вариант фразы, которая хорошо подойдет для этой статьи...
Другой вариант фразы, которая хорошо подойдет для этой статьи...

Мы знаем о "золотой лихорадке" на Клондайке, в основном по романам Дж. Лондона, нам нравятся истории о силе духа и везении этих людей. Многие из них сумели схватить удачу за хвост и разбогатеть. Но многие и погибли.... А вот кто точно не остался внакладе - те, кто содержал торговые лавки для золотоискателей, лесопилки и т.д. Кто доставлял необходимые припасы и втридорога (это просто образное сравнение, порция виски обходилась в наперсток золотого песка) продавал их.

-2

Что можно продать фрилансеру такого, что не надо обычному человеку?

Фрилансеру можно продавать заказы. Действительно, поддержание собственных каналов продаж, таких как странички в социальных сетях, сайт, или другая реклама в Интернете, требуют много времени. И вдруг вам встречается биржа заказов...

Ведь это так удобно - приходите на такую биржу, оплачиваете аккаунт, заполняете анкету, прикладываете портфолио - и заказы потекли к вам... ну, в зависимости от Вашего профессионализма и востребованности. И вроде налицо заинтересованность хозяина биржи обеспечить Вам приток заказчиков, ведь Вы ему платите деньги...

Как всегда в нашем мире, нет такой красивой и внешне прозрачной схемы, которую нельзя было бы заставить работать в пользу только одной стороны. Со временем, владелец такой биржи начинает понимать, что продвижение площадки, где заказчик может найти нужного ему исполнителя, слишком дорого, оно просто сжирает огромную часть прибыли. И возникает желание схитрить....

В эту ловушку попались и мы.

Однажды, весьма замечательная биржа, на которой мы были зарегистрированы, как бы это сказать... Ладно, назовем вещи своими именами, сдохла сдулась. Заказы шли, шли, а затем плавно сошли на нет. Надо сказать, администрация этого портала, всячески демонстрируя открытость, позволяла нам общаться на достаточно уютном форуме, и обсудив с коллегами ситуацию, мы поняли - заказы кончились у всех, пришла пора поисков...

Итак, вот перед нами милая биржа фрилансеров, имя вроде известное, по крайней мере я припомнил его сразу. Очень удобно каталогизирована: фотографы тут, копирайтеры вот тут, вэб-дизайнеры вот, кто графику делает - пожалуйста, и 2D и 3D. Вы видеографы? Проходите, вот у нас тут категория.... Только денежки платите. Месяц - в районе десятки, если точно помню.

Перед тем как выпустить деньги из рук, мы еще раз внимательно всё просмотрели. Вот ветки форума, играющие роль тендеров. Заказчик, которому лень ходить по каталогам исполнителей, пишет что ему нужно, внизу помещают свои предложение фрилансеры. Заказчиков, видимо много, тендеры так и свистят... Посмотрели портфолио наших будущих конкурентов. Не буду задаваться, скажу только, что наши шансы были оценены нами как весьма высокие.

Окей, переводим деньги и получаем доступ в личный кабинет. Сразу, быстренько делаем хороший текст, выразительное портфолио, на каждый ролик уникальную обложку. Следим за тем, чтобы работы взаимно дополняли друг друга, намекая на нашу широчайшую специализацию и огромный опыт. Ну что, коллеги, как говорят японцы, хаджимэ...

Примерно так мы представляли себе тендеры на бирже фриланса, благо опыт был. На глазах у Прекрасной Дамы (заказчика), исполнители соревнуются в мастерстве или цене.
Примерно так мы представляли себе тендеры на бирже фриланса, благо опыт был. На глазах у Прекрасной Дамы (заказчика), исполнители соревнуются в мастерстве или цене.

Дорогая, мы проспали турнир?!

Это было первое ощущение после пары дней присутствия на бирже. Открывая утром сайт, мы видели нам никто не пишет, но ночью состоялись просто сумасшедшие тендеры. Как настоящие поединки профессионалов, они были скоротечны:

- Мне нужен несложный ролик за космическую цену.
- Мы не дешевка, дайте две космические цены!
- Мы тоже профессионалы, мы хотим три космические цены!!!
- Спасибо всем, мы берем мистера "Две Цены", до новых встреч!

Все это происходило часа в два ночи, буквально за 20 минут. Вот так нихрена себе, тут заказчики бешеные.. . Ладно, будем по очереди дежурить, вместе обрабатывать тендер, и успевать первыми... Благо нас двое, это было чертовски, нет, дьявольски хитро!

Как только после регулярных F5 (обновлений страницы) мы видели подходящий тендер, один из нас писал развернутое "Предлагаем свои услуги", а второй в это время срочно загружал в профиль работу из нашего обширного портфолио, после чего со скоростью питстопщиков к нашему сообщения подшивался ролик и пара картинок практически того, что хотел заказчик. Ни у кого из соискателей в ветке не было ничего подобного...

-4
Примерно так все и происходило....
Примерно так все и происходило....

Но раз за разом, ветка закрывалась сообщением что тендер выиграли не мы... Причем выигрывали странные исполнители. Скажите, как некий центр полиграфии может выиграть тендер на создание видеоролика? Если в портфолио нет ни одного видео, лишь три картинки с афишами для начинающих музыкальных групп? Выиграть у студии видеопродакшена, имеющей в кейсе десяток роликов, вот прям таких, какой они и хотели? Причем мы раньше написали, качественно оформили пост, у нас ссылки на сайт и аккаунты в соцсетях, а у студии Икс - нихрена?!?! Цена? Мы соглашались на цену, озвученную заказчиком, прозрачно намекая, что есть варианты и подешевле. Наши сообщения с форума не удалялись, не модерировались, и были видны всем.

Нормальные герои всегда идут... по хитрому.

Самое страшное - это не проигрывать, а не понимать почему проигрываешь. Хотя правилами сайта не рекомендовалось писать заказчику в службу личных сообщений (ЛС), явно это не запрещалось, и интерфейс сайта позволял. "Эврика!" - воскликнули мы.

Наверное наши конкуренты, увидев тендер, ломятся к заказчику в ЛС, называя куда меньшую цену! Ведь правилами ресурса запрещено сбивать цену в ветке заказчика. Наверное, они пишут в ЛС гораздо более низкие цены...

Давай проверим эту гипотезу? Ну если совсем не клюет, почему бы и не попробовать? Нет, мы не будем обещать выполнить подряд на полмиллиона за сто тысяч, это же пара месяцев работы. Чтобы понять принцип, нам достаточно взять заказ, скажем, за десять тысяч рублей, и сделать, ну скажем, за пять тысяч. Хорошо, за три, главное - принцип понять. День-два работы можем себе позволить, по другим каналам все равно заказов не густо... Решено.

Это неправильные пчелы!

В этот прекрасный вечер мы с Ириной неслышно пробирались по нашей охотничьей тропе. Вот они! Два милых заказика появились на форуме с разницей в три минуты. Пушистенькие и безобидные словно зайчики. 10 тысяч рублей и 15 тысяч рублей, на ловца и зверь бежит. Заказчики хотят в первом случае ролик про чудо-препарат (какой-то БАД, от болей в горле) во втором - ролик о слете работников гостиничного бизнеса.

Сдвинув ноутбуки поплотнее, мы начали общения с обоими заказчиками, благо у нас были образцы, ну просто впритык близкие к тому что они хотели. Ну вот буквально можно взять прошлый ролик за основу, поменять две картинки и надиктовать новый дикторский текст. Причем заказчики именитые, связывайтесь с ними и проверяйте, мы ли это делали, если опасаетесь.... Предлагаем вдвое низкую цену.

"Спасибо, я подумаю" - отвечает один.
"Передам Ваши контакты руководству" - пишет Ирине другой.

Через 10 минут мы видим, что оба тендера выиграны не нами.... Да йопт, они что, в четвертом часу ночи (мы проверили, заказчики, судя по профилю, живут в Москве) поднимали с постели руководство?!?! Которое почему-то опять выбрало не нас, а некое вэб-бюро с двумя мутными картинками (хотя в профиле заявлено, что они делают сайты) в портфолио?

Хорошо, пробуем еще круче. Мы с..ка упорные... Заказчику, объявившему что хочет за обучающий ролик по пользованию интерфейсом его сайта, заплатить три тысячи рублей, в ЛС мы брякнули следующее:

"Ой, как здорово! Мы так мечтаем, чтобы подобная работа была в нашем портфолио! Пожалуйста, дайте нам этот заказ БЕСПЛАТНО! Для нас огромная честь поработать на Вашу впервые слышимую нами компанию за спасибо".

Да, вот блин, снимали для Хуавэя и Министерства Обороны, Петру Осипову и Сергею Полонскому, работы ротируются на ТВ и набирают десятки тысяч просмотров на Ютубе, и хотим бесплатно сделать для Вашего уважаемого ООО "Рога и Копыта", этот ролик)))).

Догадаетесь? Конечно же, тендер выиграли не мы)))). Но мы поняли систему. Именно когда наши ноутбуки стояли рядом.

-6

Интерфейс общения с заказчиком через ЛС там сделан по принципу Вотсапского движка. Т.е. мы видим - сообщение прочитано, заказчик печатает... Вот его сообщение.... И ни разу за время всех диалогов на составленных рядом ноутбуках мы не увидели, чтобы одновременно нам писали оба заказчика. Пишут мне в окно - у Ирины тишина. Сообщение не прочитано. Написали мне - я, подождав буквально пару секунд брякаю в чат - но нет. Мое не прочитано, а у Ирины сообщение читают и начинают что-то отвечать. Кроме того, все три заказчика имели одну редкую особенность - часто они ставили пробел не после запятой, а перед. Мне, как изучавшему делопроизводство еще в ВУЗе это режет глаза, и фиксируется автоматически. Вот и вывод подоспел:

-7

Здесь рыбы нет!

И никаких заказчиков тоже. Это администрация ресурса, вместо привлечения настоящих клиентов (это дорого и сложно), делает ботов - вымышленные аккаунты якобы заказчиков и якобы исполнителей, которые друг для друга устраивают и выигрывают несуществующие тендеры. Все это сделано для того, чтобы лохи вроде нас видели, что тут идет постоянный поток заказов и несли денежки за регистрацию.

Допустив, что диалоги в чатах - не более чем совпадение, но, тем не менее, сняв с глаз розовые очки, и добавив своему взору на время немного паранойи, мы обратили внимание еще на некоторые детали:

  • Маленькое и крайне невыразительное портфолио у огромного числа исполнителей. Ну скажите мне, вот Вы фрилансер, получаете на этом сайте заказы. Если судить по Вашей анкете, у вас много выигранных тут тендеров. Почему бы не положить их в свой профиль?!
    ____________________
    Ответ: потому что эти якобы исполнители штампуются квадратно-гнездовым методом, по три штуки в час. Серьезная работа имеет конкретного автора, тоже серьезного, и он может обнаружить свою работу в портфолио у какого-то Васи Пупкина, будет скандал, а оно нам надо? Поэтому невыразительные, бледные рисуночки и скриншоты с замазанными данными.
  • Странная активность именно по ночам. Ладно фрилансеры, у нас многие - совы. Но почему московская фирма размещает не горящий, рассчитанный на длительное время заказ, в час ночи по Москве?!
    ____________________
    Ответ: потому что для экономии расходов, изображает бурную деятельность, сидящий на удаленке студент, где нибудь за Уралом.
  • Низкая находимость в поисковиках, социальных сетях и других сервисах. Откуда тогда берутся эти многочисленные заказчики?!
    ____________________
    Ответ: думаю и так понятен. Сайт наводнен ботами, а заказчиков тут нет.

Искренне советую Вам, мои подписчики, подумывая о платном размещении на какой либо бирже фрилансеров, проверять ее этими тремя пунктами.

Есть еще способы проверки, о них я расскажу в следующих статьях, а пока рискну дать еще один совет:

Не надо в каждом Вашем коллеге видеть конкурента. Зачатую Вы живете в разных городах, у Вас разные уровни, разные заказчики. Всегда можно найти сообщества коллег-единомышленников, и пообщавшись и поспрашивав там немного, узнать много интересного про интересующие Вас биржи и порталы.

Добро пожаловать на наш канал, подписывайтесь и комментируйте, мы охотно отвечаем.

6 августа 2019 года
Денис Силаев.