Ржавые скелеты
На севере Автономной Республики Каракалпакстан в Узбекистане находится поистине пугающее зрелище. Здесь, в окружении песка, рыбацкие суда лежат в раскаленной пустыне, более чем в 100 км от моря.
Город-призрак
Мойнак когда-то был процветающим рыболовецким сообществом на южных берегах Аральского моря. Но теперь вода ушла, и все, что осталось, это пустынный город-призрак, который чувствует себя далеко от остального мира.
Сокращающийся источник жизни
Аральское море когда-то было четвертым по величине соленым озером в мире площадью около 68 000 кв. км, простирающимся от Казахстана на севере до Узбекистана на юге. Но в 1960-е годы, когда советские правители изменили русло двух рек, питавших его, чтобы развивать производство хлопка в регионе, воды начали отступать. Уровень солености также резко возрос, убив большую часть оставшихся рыб. В течение следующих 50 лет эта ужасная экологическая катастрофа привела к тому, что некогда великолепное Аральское море сократилось на 10% от своих прежних размеров.
В ожидании моря
Сначала мойнакские рыбаки следовали за водой, полагая, что скоро все вернется в нормальное русло. Но шли годы, и стало ясно, что вода не вернется. В пустынных пустошах Мойнака осталось всего 18 000 жителей. По оценкам, более 100 000 человек уехали, многие направляются в Россию и Казахстан в поисках работы.
Здесь просто нечего делать. Если вы молоды, вы должны уехать. По иронии судьбы, большая часть людей, которые до сих пор живут здесь, трудятся не покладая рук за низкие зарплаты в хлопчатобумажной промышленности – и именно эта отрасль стала причиной нашей трагедии. - Мирбек, 24
Пустой город
Сегодня сонный город Мойнак населен в основном скотоводами, хлопчатобумажными рабочими и пожилыми людьми, которые заботятся о своих внуках, чьи родители уехали, чтобы найти работу.
Долговечное наследие
Те, кто остается, сталкиваются с многочисленными проблемами со здоровьем. Токсичные пестициды и удобрения, используемые при производстве хлопка, сильно загрязняют сухое морское дно, что приводит к хроническим заболеваниям, таким как рак, врожденные дефекты и респираторные и иммунные расстройства. Уровень заболеваемости раком пищевода в этой области в 25 раз превышает среднемировой показатель.
Земля крайностей
Погода также изменилась за последние несколько десятилетий. Прежде чем вода начала отступать, море контролировало климат области, уменьшая высокие температуры и смягчая резкие сибирские ветра. Жители Мойнака теперь переносят чрезмерно жаркое лето (до 50C) и чрезвычайно холодную зиму (до-40C).
Более плодородное будущее
Хотя жизнь в Мойнаке безвозвратно изменилась, на горизонте есть остатки надежды. В 2003 году Казахстан при содействии Всемирного банка приступил к реализации проекта по восстановлению Северного Аральского моря с целью восстановления его северного участка. Сегодня там можно ловить рыбу, хотя и в меньших масштабах, чем раньше и появляются новые признаки жизни на морских берегах. Надеюсь, когда-нибудь эта инициатива будет повторена в Узбекистане, и рыбацкие лодки вновь украсят воды вокруг Мойнака.