Я не могу заглянуть в голову инвестору и узнать его планы по использованию бывшей Куйбышевской водокачки и в целом по редевелопменту улицы Черниговской от метромоста до Молитовского моста, но давно пора заняться этой территорией. Участок в центре города находится в запущенном состоянии – это неправильно.
Понятно, что здесь расположены объекты культурного наследия, но, насколько я понимаю, план редевелопмента предполагает их сохранение и реставрацию – в том числе и Куйбышевской водокачки.
Соответственно, я очень надеюсь на то, что инвестор подойдет очень бережно и вдумчиво – не так, как у нас в Нижнем Новгороде принято: «теперь это мое, я все срою до основания, а затем буду творить всякое разное». Все-таки это исторический центр.
Понятно, что зарабатывать на торговом или бизнес-центре проще – сдал помещение в аренду и стриги ежемесячную ренту, особых талантов не нужно.
Но мне видится превращение этой территории в своеобразный туристическо-культурный объект, чтобы прибывающие в Нижний Новгород гости могли получить еще какие-то позитивные впечатления о городе, потому что, при всем уважении к Рождественской и Большой Покровской, этих двух улиц мало, чтобы удовлетворить интерес туристов к Нижнему.
Вряд ли водокачку будут использовать по ее прямому назначению, но было бы хорошо разместить на этой территории некое культурное пространство. Может быть, музейно-историческую экспозицию, может быть, площадку для проведения мастер-классов по немудреным промыслам, которые можно освоить за час, за два. Можно проводить выставки художников, лекции или театральные мероприятия.
У нас есть пример бывшего завода «Маяк», где создано культурное пространство, которое достаточно эффективно используется. И создание чего-то подобного внутри или возле водокачки было бы правильно, грамотно и целесообразно.
Понятно, что окупаемость проекта будет более длинной, чем в случае с торговым центром, с другой стороны, не факт, что городу нужен очередной такой центр, обеспеченность которыми уже приближается к двумстам процентам. Да и потребность в бизнес-центрах тоже сомнительна, ввиду того, что и российская, и нижегородская экономика показывает рост, близкий к нулевому. Вряд ли на новые площади арендаторы будут стоять в очередь.
Поэтому стоит подойти к вопросу чуть более тонко, проявить изобретательность – скажем, разместить в водокачке артистический хостел, где у художника была комната, где он может жить, комната-мастерская и какое-то пространство под экспонирование картин. Безусловно, я все это говорю просто навскидку – все нужно считать, продумывать.
Подобные нестандартные объекты могли бы помочь Нижнему Новгороду получить некий «лоск элитарности». При всем уважении к городу, он имеет имидж купеческого и промышленного – это не плохо, это хорошо, но хотелось бы еще и «вишенку на торте», – чтобы мы были заметны и на культурной карте страны. И артистический квартал, какой есть во многих европейских столицах, мог бы в этом помочь. Нужны приемлемые по качеству экспозиционные площади, куда приходят люди, платят деньги за билет.
При этом нужна хорошая дорожная инфраструктура, инфраструктура гостеприимства – люди не должны ломать себе каблуки и ноги, пробираясь через заросли.
Те же строения, которые не представляют исторической и художественной ценности, можно было бы и снести, тем более что они ветшают с каждым годом. Но есть и вариант все реконструировать и создать некий исторический квартал, пусть даже оставив только фасады и осовременив при этом начинку, как это делается в США и Западной Европе.
И если инвестор решится на такую игру «в длинную», вполне логичной была бы помощь – не денежная, но информационная и организационная – со стороны администрации Нижнего Новгорода, со стороны областного правительства.
Можно вспомнить историю нашего Арсенала. Долгие годы в кремле стояло непонятно что. Вложили деньги, отремонтировали, пригласили представителей «креативного класса», назовем это так, – и все зажило, задышало, стало местом, куда ходят люди. Да, там есть кафе, есть книжный магазин, выставочное пространство, лекционный зал, экспозиционный зал – много всего, что непрерывно используется. И помимо того, что растет культурный капитал города, на этом зарабатываются деньги.
Нет ничего постыдного в том, что зарабатываются деньги на культуре. Тема «художник должен быть нищим и голодным» мне кажется неправильной. Художник должен жить в тепле, у него должна быть еда, и у него должна быть возможность выставлять результаты своего творчества. И речь не только о тех, кто пишет картины – это может быть и видео-арт, и музыка, и так далее.
Очередная унылая башня с очередными унылыми торговыми рядами городу ни к чему, а инвестор вряд ли отобьет девять миллиардов рублей, которые будут вложены в это пространство.
Константин Барановский