Найти в Дзене
Kulturnaya Sreda

Понимать искусство

Почему мы абсолютно по-разному видим, слышим, чувствуем и понимаем произведения искусства и литературу?

Я не знаю, как это объяснил бы доктор Курпатов, но у меня есть свое простое предположение.
В мою память остро врезалось обсуждение с подругой книги, которую мы случайно прочли одновременно. Это была Госпожа Бовари Флобера.

Мы встретились за завтраком и, чуть ли не с первым глотком кофе, явно в возбуждении от собственной мысли, она выдала мне: - Я вчера дочитала Госпожу Бовари! Ты читала? Это ж надо было так довести женщину!!!... В этот момент я рассматривала свою художественно оформленную яичницу…

От неожиданности заявления я сперва затаила дыхание, потом моргнула несколько раз, затем сглотнула, как сглатывают, когда в одну секунду становятся нежизнеспособны.
Лишь минуту спустя я переварила сказанное и переспросила: - Что?! Надо сказать, она даже не заметила, как абсолютно фраппировала меня. И лишь продолжала свое рассуждение все то время, что я обдумывала услышанное.

Я же думала о том, как можно однозначное принять за иное.
Как можно испытать сочувствие там, где автор рисует образ так, что испытываешь отвращение. Помню свое ощущение физического ужаса от концовки этого, казалось бы, незамысловатого романа.

Все же Флобер был мастер формы.

Переубедить мне ее не удалось.
С тех пор прошло почти 10 лет, но отчетливо поняла я следующее.
Любые образы мы воспринимаем сквозь призму собственного познания. Кто-то может почувствовать и «прожить» нарисованное (будь то литература, живопись или музыка) только имея собственный подобный опыт.
Кто-то способен проживать картины/образы, опираясь на накопленный культурный бекграунд.
Собирая по крупицам знания и опыт, мы изменяем свое отношение к одному и тому же предмету.

Это как смотреть на замысловатое архитектурное сооружение с разных точек и при разном свете. Увидев все стороны, мы с большей вероятностью можем говорить о нем объективно.
Именно поэтому, перечитывая одно произведение раз в десятилетие (или другой период), мы замечаем то, что упустили; понимаем то, чего недопоняли; доосмысливаем там, где не пришли к однозначному выводу.
Перечитывайте. Пересматривайте. Передумывайте.