1.1. Общие принципы
Производственная безопасность реализуется путем подробного описания и строгого соблюдения, в числе прочих составляющих, правил профилактики несчастных случаев. Этим правилам уделяется все больше внимания по всему миру. В частности, компании, ведущие деятельность на мировом уровне, реализуют требуемый минимальный набор стандартов, особенно если им необходима сертификация в соответствии со стандартами BS OHSAS 18001:2007 (BS OHSAS = Британский стандарт «Система управления охраной здоровья и производственной безопасностью»).
Если говорить о национальном уровне, то минимальным набором стандартов считаются нормы производственной безопасности, принятые в данной стране. На территории Европы, помимо национальных стандартов соответствующей страны, дополнительную информацию можно получить на сайте Европейского агентства по безопасности и гигиене труда (EU-OSHA). В США эти требования составляются Управлением по охране труда (OSHA).
Производственные травмы приносят вред
- самим людям, пострадавшим от травмы (потенциально смертельные повреждения, временные или постоянные физические повреждения, материальный ущерб),
- компании (потеря рабочих часов).
Клининговая деятельность подразумевает наличие определенных рисков
- касательно системы электроснабжения,
- при обращении с опасными веществами,
- при использовании лестниц, лесов и др.,
- при использовании подъемных платформ, фасадных подъемников и др.
Информация о производственной безопасности и экологии при работе с моющими средствами
- Следуйте инструкции, указанной производителем в листке технических данных.
- Следуйте инструкции, указанной в паспорте безопасности химического вещества.
- Подготовка персонала должна проводиться супервайзером по клинингу (касаемо защиты кожных покровов, использования лестниц и стремянок, обращения с опасными веществами и др.).
- Cоставление и соблюдение инструкций (с учетом особенностей рабочего места) по эксплуатации моющих средств, классифицируемых как опасные вещества (как принято в Германии).
- Должны соблюдаться правила профилактики несчастных случаев и стандарты техники безопасности.
- Соблюдайте меры техники безопасности, требуемые заказчиком для конкретного объекта.
1.2. Опасные вещества
Многообразие химических средств, которые используются в клининговых услугах (дезинфицирующие, моющие и средства для ухода) и в основном представляют собой смеси различных веществ, является важным вопросом в сфере производственной безопасности. Они могут проявлять различные опасные свойства, которые могут стать основанием для классификации данного продукта как опасного при определенных условиях. Это значит, что требуется соблюдение особых мер предосторожности и техники безопасности.
Примеры опасных веществ, которые встречаются в сфере клининга:
- сильнокислотные санитарно-гигиенические моющие средства,
- сильнощелочные базовые моющие средства,
- моющие средства с высоким содержанием растворителя,
- кислотные средства для чистки камня и фасадов,
- средства на основе растворителей для пропитки кирпича,
- чистящие средства для гриля,
- средства для удаления граффити,
- сильнощелочные промышленные чистящие средства,
- санитарные средства с содержанием хлора,
- дезинфектанты и дезинфицирующие моющие средства.
1.2.1. Классификация и маркировка
Маркировка указывает, является ли данный продукт опасным веществом. По мере необходимости такие маркировки состоят из следующих элементов:
- пиктограммы опасности и сигнальные слова (Warning/Осторожно! для риска средней степени, Danger/Опасно! для риска высокой степени),
- названия конкретных компонентов, которые существенно влияют на степень опасности продукта,
- указание типа опасности (H-фразы),
- меры предосторожности (P-фразы),
- имя, адрес и номер телефона юридического лица, ответственного за сбыт продукции (либо производителя или поставщика).
На территории ЕС критерии классификации продукта в качестве опасного вещества и требуемые элементы маркировки определяются Регламентом CLP (регламент о классификации, маркировке и упаковке химических веществ) №1272/2008, который обеспечивает выполнение международных стандартов GHS (Согласованная на глобальном уровне система классификации и маркировки химических веществ). Несмотря на то, что этот Регламент применим для всей Европы и для каждого ее государства в отдельности, его ключевые составляющие и их связь с другими областями законодательства, относящимися к производственной безопасности, определяются и реализуются в каждой стране посредством внутреннего законодательства страны. В Германии, например, он реализуется с помощью Постановления об опасных веществах, которое также включает дальнейшие предписания, взятые из других Европейских правовых положений, например, касаемо определения степени риска, подготовки сотрудников, защитных мер и административных правонарушений.
Если присутствует хотя бы одно опасное вещество, оно характеризуется с точки зрения его физической, экологической опасности и возможного вреда здоровью в Приложении I Регламента CLP при помощи критериев классификации, представленных там (например, является ли оно взрывным, окисляющим, сильно воспламеняющимся, высоко воспламеняющимся, воспламеняющимся, очень токсичным, токсичным, вредным, едким, вызывающим раздражение, сенсибилизирующим, канцерогенным, влияющим на репродуктивную функцию, мутагенным или опасным для окружающей среды).
1 июня 2015 года Регламент CLP заменил ранее применяемый Европейский закон о химических веществах, основанный на Директиве об опасных веществах 67/548/ЕЭС и Директиве 1999/45/ЕС. Основные изменения в результате этой замены:
- Новые пиктограммы (аббревиатура GHS[№]) для визуализации видов опасности, отличающиеся от предыдущих символов формой (белые ромбы с красными краями вместо ранее используемых оранжевых квадратов с черными краями) и частично другими графическими элементами (например, восклицательный знак (GHS09) вместо косого креста, знак опасности для здоровья (GHS08) вместо непоправимого вреда, ранее обозначаемого различными символами).
- Формулировка описаний видов опасности (=H-фразы вместо ранее используемых R-фраз) и обозначение мер предосторожности (= P-фразы вместо ранее применимых S-фраз).
- Обозначения, подразделения, разграничения внутри самих классов опасностей. Например, ранее используемые обозначения опасностей очень токсично/токсично/вредно сейчас объединены в один класс «острая токсичность» с четырьмя категориями, в котором категории 1, 2 и 3 используются с пиктограммой череп и скрещенные кости (GHS06), а категория 4 используется с восклицательным знаком (GHS09).
- Более узкие критерии классификации. Имеется в виду часто возникающая необходимость более строгой маркировки продукции (например, едкий [новое обозначение: GHS05] вместо вызывающего раздражение [старое обозначение: косой крест] и огромное количество продуктов, ранее не маркированных, сейчас классифицируются как опасные вещества.
Следующая таблица дает представление о GHS пиктограммах и видах опасностей, которые они обозначают.
3.2.1. H-фразы и P-фразы.
H-фразы (от англ. hazard – опасность) и P-фазы (от англ. precautionary—предупреждающий, принимаемый для предосторожности) описывают сопутствующие риски или важные меры по снижению или предотвращению вредных воздействий при применении опасных веществ, как и ранее используемые R- и S-фразы.
H301 Токсично при проглатывании
H → обозначает «Характеристика опасности»
3 → Категория:
- 2 = физическая опасность
- 3 = опасность для здоровья
- 4 = опасность для окружающей среды
01 → порядковый номер
Примеры H-фраз:
- H302 Вредно при проглатывании
- H314 Вызывает серьезные ожоги кожи и повреждение глаз
- H315 Вызывает раздражение кожи
P102 Хранить в месте, недоступном для детей
P → обозначает «Меры предосторожности»
1 → Категория:
- 1 = общая
- 2 = меры предосторожности
- 3 = рекомендации
- 4 = инструкция по хранению
02 → порядковый номер
Примеры P¬-фраз:
- P210 Беречь от тепла/искр/открытого огня/горячих поверхностей. Курение запрещено.
- P262 Избегать попадания в глаза, на кожу и на одежду.
- P280 Использовать защитные перчатки/защитную одежду/средства для защиты глаз/средства для защиты лица.
1.2.2. Поучение информации и оценка опасности.
Правовые обязательства работодателя, который нанимает сотрудников для работы с химическими веществами, описаны в Директиве 98/24/ЕС и перенесены во внутреннее законодательство каждой страны ЕС. Таким законом в Германии является Постановление об опасных веществах, которое включает не только требования регламента CLP касательно классификации и маркировки опасных веществ, но и соответствующие европейские правовые положения, касающиеся использования опасных веществ.
Во-первых, работодатель должен установить, являются ли используемые материалы опасными веществами или могут ли при их использовании выделяться опасные вещества. Источниками соответствующей информации являются Паспорт безопасности химической продукции, предоставляемый поставщиком (см. ниже), и знания из уже имеющегося опыта с учетом ожидаемого воздействия, с которым сотрудники могут столкнуться при конкретном применении и в условиях эксплуатации.
Оценка опасности должна проводиться с использованием данных, полученных таким способом, и это должно стать основой для определения требуемых защитных мер. Эти защитные меры могут заключаться в следующем:
- Обеспечить достаточную вентиляцию/экстракцию, если есть вероятность превышения предельно допустимых норм производственного воздействия.
- Предоставить средства индивидуальной защиты (защитные очки для работы с веществами, которые вызывают сильное раздражение глаз или являются едкими веществами; защита дыхательных путей при распылении на большой площади, защитные перчатки).
- Профилактические медицинские осмотры.
- Меры по профилактике взрывов и возгораний при работе с воспламеняющимися веществами.
- Заменить используемое вещество на менее опасное.
Директива 98/24/ЕС также возлагает на работодателя дополнительные обязательства по обеспечению регулярного обучения сотрудников всем аспектам работы с опасными веществами (правила гигиены, использование средств защиты, первая помощь, план действий в чрезвычайной ситуации и др.). Сотрудники должны владеть информацией обо всех опасных веществах на рабочем месте, а также иметь неограниченный доступ к соответствующим паспортам безопасности. В Германии есть также обязательство иметь копии основной информации о безопасном обращении с этими веществами и сделать их доступными на рабочем месте. Это достигается путем составления эксплуатационных инструкций и основано на общей информации о продукции, взятой из паспорта безопасности, а также определенной информации относительно конкретных действий и эксплуатационных условий.
1.2.3. Паспорт безопасности химической продукции.
Каждый поставщик химической продукции обязан предоставить получателю продукции паспорт безопасности, содержащий подробную информацию, необходимую для безопасного применения вещества. В паспорте должна быть указана информация о классификации и маркировке, составе, физических, химических и экологических характеристиках, применении, хранении, экстренных действиях в аварийных ситуациях, транспортировке, а также основные правовые положения, касающиеся безопасного использования веществ. Это касается не только веществ, классифицированных как опасные, но и продукции, не подлежащей маркировке, которая содержит опасные вещества выше допустимого уровня концентрации. Эти допустимые значения концентрации настолько низкие, что практически все профессиональные средства для очищения и ухода попадают под это обязательство, т.е. их нельзя использовать в коммерческих целях без предоставления паспорта безопасности.
Правовой основой установленных обязательств, составления и содержания паспортов безопасности является Регламент ЕС 830/2015 и сопутствующие правовые документы с положениями более узкой направленности. Также здесь рассматриваются предписания. Обычно языком паспорта безопасности является язык государства, на рынке которого будет реализован продукт.
Таблица дает представление о структуре и установленному содержанию паспорта безопасности:
Источник статьи: https://tehclean.by