Когда ты хочешь купить хлеб и молоко, ты не смотришь на вывески магазинов одежды и аптек. Ты бодро шагаешь к многообещающим «Продукты», «Супермаркет 24» и «Свежему хлебу». Короткий с точки зрения содержания текст оповещает, что именно здесь ты найдешь то, что нужно - и такова его основная задача и смысл.
Хороший заголовок работает по такой же схеме. Он обещает читателю, что именно в этой статье, репортаже, колонке, книге он найдет то, что ищет - ответ на вопрос, решение проблемы, эмоцию, актуальную под настроение. По нему читатель определяет, нужно ли тратить время на твой текст и какой профит он получит, если все-таки это сделает. Профит должен быть, иначе никак.
Неудачный заголовок - мантия-невидимка твоих стараний. Читатель, зритель и пользователь идут мимо, а иногда - сразу к конкурентам, у которых прикольнее и интереснее.
Я не буду долго рассказывать, как писать правильные заголовки - для этого мне придется сделать слишком много отступлений и надолго занять твое время, так как нейминг в художественном кино и продающих текстах на сайт отличается весомыми нюансами. Сегодня я остановлюсь на 7 базовых вопросах, которые помогут тебе правильно озаглавить твою статью и любой другой нехудожественный текст. О художественном позднее и отдельной темой.
Обещание: какой профит получит читатель после твоего текста?
Выше я уже обозначила, как работает эта, пожалуй, главная функция заголовка. В идеален он не перечисляет содержание статьи/текста/нарратива, а заявляет, какие преимущества получит читатель, если немного притормозит и задержит взгляд на плодах твоих усилий.
Специфичность: чем цепляет твой заголовок?
Цифры, интересный факт, яркое слово или деталь. Специя твоего блюда. Что-то, что превращает переводит текст из категории общего в частное. Если твой заголовок напоминает последовательность слов, которую ты видишь десятый раз в своей жизни, или содержит явные штампы - это плохой заголовок.
Таргетинг: заголовок говорит с аудиторией на одном языке?
Язык и средства выражения подростков и философов-герменевтиков отличаются. Обращайся правильно и адресно! Если речь в тексте идет о чем-то универсальном для всех, то и язык должен быть максимально простым - так, чтобы его действительно поняли все. Если твоя статья будет полезна только физикам-ядерщикам или инста-блогерам, так и укажи это в заголовке: "10 безупречных идей для тех-то тех-то". Не грузи остальных!
Позиционирование: как заголовок помогает выделить контент?
Кому, по твоим расчетам, будет полезен твой текст: начинающим любителям или искушенным профессионалам? Гуманитариям или технарям? Девочкам или мальчикам? Оцените свой заголовок с точки зрения позиционирования.
Фидбэк: вызывает ли заголовок любопытство?
Недосказанность, тайна, загадка, обещание. Заголовок одновременно сообщает о профите, намекает на содержание, но ничего не раскрывает до конца. А зачем? Прочитаешь и узнаешь. Работаем с образами с помощью метафор, забавляемся с аллитерацией (повторения начальных согласных букв в словах - «Ночь нежна», «Мастер и Маргарита»), бьем противоречиями и нетривиальностью.
Усиление: что насчет подзаголовков?
Подзаголовок позволяет сказать немного больше, чем вмещает в себя основной заголовок. Вариации применения - с помощью двоеточия, через тире, или даже отдельным предложением. «Классный заголовок: правила нейминга для успешного писателя» - это об этом.
Краткость: насколько краток твой заголовок?
Чем меньше слов, тем лучше. Конкретика вместо абстракции. Точные, сильные слова вместо неопределенных и общих. Даже если читатель и не прочитает твою статью, по крайней мере, запомнит ее яркий и емкий по содержанию заголовок. Как минимум, уже зацепило - уже молодец.
Домашнее задание - десять рандомных текстов из сети или книжного магазина. По пять вариантов заголовков каждому. Старайся делать их максимально разными, используй и отрабатывай все приемы. Не бойся выходить за рамки - как я уже много раз говорила, правила есть правила, но на стыке их нарушений порой рождаются самые классные и самобытные решения.
Удачи!