Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Елена Лепустина
Кто за кадром? В первую очередь человек. Человек, который сам учится — школа, университет, повышение квалификации и развитие личных интересов. Человек, который думает и говорит, как будущий родитель. Человек, у которого первое образование педагогическое. Человек, которого в семье окружают учителя — обычной школы и школы для детей с нарушением слуха. И этот человек хочет показать на примере, кто такой человекоцифробот. Трансформация учителя с деревянной указкой в учителя, в руках которого мощные инструменты помощи и развития отдельного субъекта и всей цивилизации, как настоящей, так и будущей. Как часто вы слышите такие слова от взрослых людей: мне было скучно и неинтересно в школе на уроках … Тут у каждого своё продолжение «на каких». Именно взрослый, спустя года, может объективно оценить — что было не так, почему? Желание, польза, увлеченность, получение удовольствия — я хочу слышать в ответах будущих взрослых такие слова на вопросы о школьном процессе. Окей, как мы будем этого достигать?
Ресурс сбалансирован — субъект «в состоянии дзен»
Если задуматься, кто в первую очередь даёт толчок для появления на свет из нутра всего прекрасного, гениального, мастерского — наставник. Да, просто человек — родитель, учитель в роли наставника. А далее? Далее — все то, что он может использовать во благо. Электронные школьные доски, ноутбуки, планшеты, скоростной интернет и Wi-Fi. Видеоуроки и онлайн-уроки, электронный дневник. Замена учителя виртуальным тьютором. Электронные учебники, виртуальные экскурсии, виртуальные лаборатории и музеи, электронные библиотеки, обучающие компьютерные игры, цифроботы, виртуальные очки и т.д. О, Боже! За что? Или может вернее, для чего? Для кого это первое, а для кого второе — какой путь выбрать? Вспоминая, как кропотливо убивая массу времени, приходилось сидеть в библиотеках, перелопачивая гору книг и выписывая необходимое. И вдруг — электронные библиотеки. Можно быстро найти все, что нужно, затрачивая минимум своих ресурсов. Это же прекрасно! Сейчас я ношу в кармане (можно представить вес и размер, который необходим) свою электронную библиотеку — в любое время и в любом месте я могу открыть нужную книгу и почитать, либо перечитать ее страницы. И да, я могу делать примечания и заметки, доступные мне всегда. Дети тоже так могут. Лувр — представляем его размеры, как разобраться, где-что? Да очень просто — виртуальная экскурсия по Лувру и ты в нем. Красочная, интересная — пожалуйста, выбирай, что хочешь увидеть в оригинале. Матрица математики или физики разве проще, и как в ней разобраться быстро и легко? Метафора, думаю, понятна. Вот я или вы — мы были или собираемся посетить Лувр, а как быть тем, кто пока не может? Как быть тем детям, которые живут в глубинке и им недоступно качественное образование. Хорошо, другой момент, задумываясь о родительстве, о счастливом родительстве, я хочу продолжать путешествовать по миру и прививать детям нацравенство — так как психология равенства это будущее планеты. В помощь мне необходимо дистанционное обучение. Как родитель — я хочу иметь в ресурсе качественное дистанционное обучение, которое позволит детям грамотно распределять своё время и быть счастливыми и от учебы, и от катания по волнам. Даже если вы просто хотите отправиться в отпуск во время учебного года, что сто процентов будет полезно для ребёнка — проблем нет, цифровая копия урока будет доступна тем, кто его пропустил или, к примеру, ребёнок хочет повторить дома пройденное — ммм, как иногда этого не хватало мне. Виртуально можно позволить себе многое — в жизни не решилась бы полететь на параплане — надеваю виртуальные очки и лечу. Сейчас уже готова к опыту в оригинале. С помощью виртуальных лабораторий — ребёнок не боится сделать ошибку, не боится экспериментов. Ему доступен тренажёр, который раньше был доступен космонавтам (чуть-чуть юмора).
Компьютерные игры — дети играют и будут в них играть, нет проблем — интересные обучающие и развивающие игры и твой ребёнок доволен и все вокруг счастливы. А если ещё это обсуждают в школе на уроке, как дополнительный метод усвоения информации — вообще здорово. Самый главный момент — индивидуализированное обучение. Учитель своими силами не сможет подстроиться под всех, всегда кто-то в плюсе, а кто-то в минусе. Взрослый мир пользуется всеми благами цифровизации — дети просто не могут выпасть из этой цепочки. Мы взрослые не имеем права их ущемлять в этих возможностях. Именно от нас, взрослых, зависит, как эти ресурсы будут использоваться детьми. Достигнем баланса и получим новую цивилизацию.
Интервью с учителем
Галина Геннадьевна, учитель биологии и химии
— Автор: Как вы относитесь к цифровизации школы?
— Галина: В целом положительно. От интерактивной доски я вообще в восторге, помню как у меня одной из первых в школе она появилась, я просила и ждала. Смеётся. Второе — это были электронные дневники. Сначала было тяжело, переходный момент, когда тебе нужно самой научиться и научить родителей этим пользоваться. Шла двойная работа, и заполни обычный дневник, и заполни электронный. Сейчас лучше — налаживаем работу.
— Автор: Вы бы хотели иметь в своём распоряжении онлайн-урок?
— Галина: Конечно, например, мой предмет один раз в неделю. Через неделю спрашиваешь детей по пройденному материалу — забыли, упустили и т.д. и это нормально. Приходиться тратить время на то, чтобы повторить уже сказанное, при этом отдельным ученикам этого не требуется. Продуктивнее было бы, если ученик имел возможность сам перед занятием повторить урок полностью не по своим записям, а именно грамотно сформированным и поданным. Или ребёнок заболел, либо по другим причинам не может посетить школу — в этом случае такой инструмент просто незаменим. И ещё важно внедрить методы индивидуального обучения — вернее сказать, ресурсы для удобного применения этого метода, когда ученики самостоятельно по представленным материалам изучают материал настолько глубоко, насколько им хочется, и в процессе общения на уроке мы все вместе обсуждаем тему, при этом больше говорят ученики, учитель только помогает.
— Автор: Электронные учебники — это плюс или минус?
— Галина: Я считаю, что плюс. В мире все стремительно меняется, учебники устаревают, заменять их не успевают — да ты и не можешь с помощью учебника во всей красе показать материал детям. Мой предмет биология такой интересный, жизненный — многое можно просто показать. Ну и вообще, отмазки — забыл учебник — не будет. Шучу. Бумажные книги не уйдут — дети также будут их держать в руках, и на это надо обращать внимание и поощрять, это отдельный ресурс и дополнительный, никак не соперничающей с электронной книгой. Минус, конечно, в том, с помощью каких средств это внедрять — у нас учатся дети и из неблагополучных семей, либо из семей с малым достатком — у детей из таких семей нет планшета, даже компьютеры есть не у всех. А некоторые родители не могут помочь ребёнку по выполнению цифрового задания, так как не умеют пользоваться компьютером. И ещё одним минусом, который я наблюдаю, и у себя, и у детей — от постоянного контакта с компьютером нарастает напряжение, устают глаза, у определённых детей даже падает зрение. Поэтому я за то, чтобы чередовать методы подачи материала — устный от прямой речи учителя — также важно, чтобы был диалог, аудио- и визуальный. Все хорошо в меру. Смеётся.
— Автор: Вы хотели бы виртуальные лаборатории?
— Галина: О, да. На химии это здорово поможет показывать детям «невозможное».
— Автор: Вы хотите что-то добавить от себя по теме цифровизации школы?
— Галина: Хочу сказать, что любые новшества нужно внедрять аккуратно, постоянно анализируя и моментально устраняя ошибки. Я верю, что школа будущего — это продвинутый механизм, но самое главное нужно сделать так, чтобы детям было хорошо, а учителю легко.
— Автор: Спасибо, за диалог и уделенное время.
Наталья Павловна, учитель в школе для детей с нарушением слуха
— Автор: Расскажите, как в особенностях вашей школы работает цифровизация?
— Наталья: У нас учатся глухие дети и слабослышащие — в принципе для таких детей материал подаётся по—другому — аудиоматериалы для нас отпадают. Большое значение для них имеет визуальный способ получения информации — даже тот же язык жестов, тоже визуальный. Ресурсы цифровой школы нам помогут, это однозначно. Представить им красочную картинку перед глазами, например, в 3D, да ещё и обучающую — разве это не здорово. Знаете, даже такие простые вещи как предупредить о чем—то или переговорить ставили раньше нас в затруднения. Позвонить ты не можешь, родители зачастую тоже глухие. Мессенджеры решили проблему — доступно, не затратно и быстро решить вопрос. Родителям не обязательно ездить за сотни километров, чтобы поговорить с учителем (у нас учатся дети из отдаленных городов, так как школа—интернат), видеозвонок даёт возможность личного контакта. Видеособрания родительские проводить — вот что было бы здорово. Время — это важный ресурс, его нужно беречь, как своё, так и других людей.
— Автор: Какие минусы существуют на данный момент в ресурсах?
— Наталья: Мало ресурсов. У меня учиться ребёнок из многодетной семьи с малым достатком — нет у него ни хорошего телефона, ни планшета. И самое интересное, что родители даже не заинтересованы предоставить такой ресурс, сколько не общайся с ними на эту тему. Также ресурсы не предоставляются и учителям — мы много времени убиваем на то, чтобы что-то создать, создаём мы сами. Много времени уходит на бюрократию — бумаги, одни бумаги, мы пишем и пишем — отчеты и т.д. Учитель — он для детей, вот что нужно понять, остальное упрощать и высвобождать время для первой задачи. Надеюсь, что учителя разгрузят и предоставят ему готовые материалы — он сможет больше внимания уделять детям, а не бумагам, при этом, что немаловажно, дадут возможность их дополнять — самим детям и учителям, наша задача и задача цифровизации — дать возможность детям ошибаться и учиться на своих ошибках. Нужно уходить от императивности, «только так и никак иначе» — это лозунг несовременной школы. Также хочу обратить внимание, что в такой ситуации обучение необходимо не только детям, но и учителю — постоянное, доступное «дома на диване» как можно сказать.
— Автор: Спасибо за интервью, удачи вам.
Вот так учителя смотрят в лицо цифровизации. На самом деле все просто — доступность ресурсов решает много задач. Для обеспеченных семей и платных школ — это вообще не проблема. Проблема у населения, которое не способно по разным причинам получить ресурс — здесь уже другая задача, более глобальная, как излечить это население.
Кто такой человекоцифробот?
Итак, что мы получаем в итоге. Интерактивная составляющая всего этого помогает уменьшить затраты: временные, физические, денежные. Реально важный показатель в современном мире. Создаются условия для непрерывного образования и обеспечения равного доступа к качественному образованию по максимально индивидуализированной траектории. Сочетание разных подходов и методов в образовании дает лучший результат. Учителям нужно предоставить обучающий ресурс: как пользоваться цифрой и передавать свои знания онлайн? Ученикам — дать больше свободы — выбор, что изучать углубленно, самим на основе скелета строить, дополнять или убирать материал для урока. Цифровизация даёт массу возможностей для продвижения вперёд и решает задачи, которые упрощают процесс и делают его лучше. Человека машина не заменит, но с ней нужно дружить и уважать ее. В грамотном сочетании это мощная сила — человекоцифробот. Человекоцифробот сочетает в себе человеческие ресурсы, ресурсы цифры — в итоге представляет гармоничный алгоритм. Говоря простым языком, программу для обучения, сформированную на взаимодействии человека и машины. Человек здесь — это не только учитель, это и ученик и родитель. Если выкинуть их из программы, все рухнет. Поэтому говорить нужно не только о роли учителя — один он в поле не воин. Родители, поддерживая ребёнка и учителя, активно встраиваясь в алгоритм, запустят его работу. Получается, что обучающая программа в цифре должна содержать задачи для родителя и возможности активного участия родителя наравне с ребёнком и учителем в образовательном процессе. Тогда это будет человекоцифробот. Общение и ещё раз общение — между всеми участниками. Про это не нужно забывать, когда разрабатываются цифровые уроки и программы. В школе и дома в первую очередь ребёнок получает общение — это общение со сверстниками и взрослыми, научить ребёнка общаться с уважением с любым человеком — важнейшая задача. Уважай ребёнка, и он будет уважать тебя и других. Решить эти задачи сможет наставник. Наставник направляет, помогает — его задача плавно, используя новые технологии, подтолкнуть ребёнка на свершения. Цифровизация должна дать роли наставника учителю и родителю. Учителя — родители, будьте наставниками. Это намного приятнее и полезнее, чем просто держать в руках деревянную указку. Выбирайте путь — для чего? И отвечайте на этот вопрос. Удачи.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»