Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор Софья Финатьева
Прежде чем начать говорить о плюсах и минусах цифровизации нужно понять самую важную вещь — почему она существует и почему так глубоко пустила свои корни в наше общество.
Отмотаем историческую пленку на несколько столетий назад: Германия, далекий 1690 год. Небезызвестный теперь Денни Папен совершает революцию — создает первый в мире паровой двигатель, тем самым запуская необратимый процесс перехода общества с прежнего уровня развития технологий на более высокий.
Идем дальше: Англия, двадцатые годы восемнадцатого столетия. Стивен Грей достигает поразительных успехов в области физики — проводит опыты, приведшие в итоге к передаче электричества на расстояние, что и стало началом мировой электрификации. Опыты Грея продолжили, пытаясь найти для них теоретическое объяснения, Шарль Франсуа Дюфе и Бенджамин Франклин — очевидное благоволение общества подобным открытиям. Появляются телефон, телеграф, радио — неужели мы теперь готовы отказаться от всего, чего когда-то достигли великие ученые?
Подходим ближе к нашим временам. Двадцатый век. Начинается развитие информационных коммуникаций, изобретен первый персональный компьютер — стартует информатизация, следующий этап развития общества, который дал толчок к глобальным переменам в жизни каждого человека.
Описывая переходы общества с одной ступени развития на другую, напрашивается мысль — ведь они все были неизбежны, а в результате, и необходимы. Сейчас наше общество плавно погружается в цифровизацию, что для некоторых становится благом, а для других — главным страхом.
Ни для кого не секрет, что использование цифровых технологий на сегодняшний день считается основным требованием во многих профессиональных областях. Это, конечно, касается и преподавателей. Большинство современных учителей считают себя жертвами компьютерной революции, говоря, что техника в обучении — это ущерб молодому мозгу и мыслям, что Запад нам навязывает это и тому подобные тезисы. Конечно, их страхи небеспричинны: во-первых, в наше время дети рождаются и вырастают в окружении новых технологий, не представляя своей жизни без смартфона или ноутбука; во-вторых, доступность Интернета и его возможностей достигла очень широкого распространения; в-третьих (и это самое главное) педагог теряет былой авторитет: проще выделить две секунды, задав интересующий вопрос Siri, чем тратить часы на поиски информации в учебниках или на беседу с учителем. Протестные настроения преподавателей связаны с боязнью потерять работу, ведь изменения на рынке труда сейчас напрямую связаны с развитием цифровых технологий. «Ушли в прошлое, в детские книжки с картинками, в исторические фильмы и строчки энциклопедий» — примерно так описывают они будущее своей профессии. Но все-таки учителям стоит утереть слезы, отбросить обуревающие их меланхоличные настроения и просто набраться смелости посмотреть на все с другой стороны.
Благодаря цифровым технологиям преподаватели могут эффективнее преподносить материал, могут создавать сообщества, где студенты и специалисты обмениваются опытом и идеями. Сегодня преподаватели могут общаться с коллегами со всего мира, из других институтов и школ.
Нужно осознавать, что наша страна не может изолировать себя от общемирового технического прогресса, иначе это было бы равносильно деградации. Компьютер — машина, созданная в помощь человеку, и отрицание учителями ее пользы похоже на оправдание собственной неспособности совладать с ней. Но в то же время позволить технике стать выше своего создателя — тоже нелогично, ведь все инструменты для адаптации к цифровизации существуют уже давно, просто они недооценены — это и есть камень преткновения современного образования. Никакой компьютер никогда не заменит человека, а тем более, учителя, живого носителя знаний.
Уже в 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством РФ. Что это значит? Доступность онлайн-обучения, организация смешанного обучения, выстраивание индивидуального образовательного маршрута, неформальное образование — все это теперь обеспечивает нам наше государство.
Центр повышения квалификации Skyteach School решил дать всем равные возможности и доступ к самым современным ресурсам . Более того, в последнее время развивается тенденция создания и применения открытых онлайн-ресурсов, начиная от конкретных заданий, до полноценных обучающих курсов — как говорится, «пользуйся — не хочу». Вот конкретный пример: с сентября прошлого года в столице работает облачная платформа МЭШ («Московская электронная школа»). Столичные школы используют электронные доски, ноутбуки и скоростной интернет. Образовательная модернизация привнесла мультимедийные сценарии уроков, обучающие видео- и аудиоматериалы, 3D- программы, виртуальные музеи, библиотеки, лаборатории. /
Если все те возможности, которые дает цифровизация, учитель сможет применить на практике, ему останется только проверить тетради — остальную работу он разделит с умной техникой. С развитием технологий подростки все больше проявляют интерес к работе с обучающими программами. Возьмем, к примеру, программу «Kahoot», которая позволяет подавать в формате опросов и тестов чуть ли не весь учебный материал — это ведь интереснее обыкновенных бумажных тестов, на скорую руку составленных уставшим от кучи дел учителем. Если говорить о презентациях или сочинениях (лонгридах, по-современному) — Tilda Publishing нам в помощь.
И таких программ, выполняющих множество различных задач, очень много сейчас. Кроме экономии времени преподавателей и учеников, современные обучающие онлайн-платформы пробуждают интерес к учебе и преподаванию. Нам дана возможность сократить число усилий, путем использования увлекательных программ — неужели от этого можно отказываться?
Хочется сказать современным педагогам: «Уважаемые учителя, заставьте себя выйти из зоны комфорта». Сейчас цифровые технологии становятся не только инструментом в руках человека, но и средой его обитания, поэтому бояться реформации собственной профессии — недальновидно. Безусловно, в цепи «преподаватель-компьютер-ученик» главным звеном всегда останется учитель, от которого будет зависеть продуктивность и слаженность их взаимодействия.
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»