Найти тему

Орел с рубинами в глазах: самый красивый кортик в мире.

Головка кортика болгарских ВВС обр. 1930 г. Глаза орла сделаны из обработанных рубинов.
Головка кортика болгарских ВВС обр. 1930 г. Глаза орла сделаны из обработанных рубинов.

Выйдя из использования в бою где-то к второй половине XVIII века, кортик превратился не только в символ офицерского (или начальствующего) статуса его владельца, но еще и в символ того рода войск, который представляет владелец. И сегодня дизайн некоторых образцов вызывает восхищение не только коллекционеров, но и людей, которые случайно его увидели. К таким образцам относится и кортик офицеров болгарской авиации, который известен среди коллекционеров и антикваров под названием «авиационный кортик». Учитывая, что болгарские ВВС были довольно небольшими, этот кортик весьма редок и на современном рынке холодного оружия стоит довольно дорого - более $2000. Не спасает ситуацию даже то, что кортик вручался не только офицерам болгарских ВВС, но и подофицерам: их кортик имел отличия в внешнем виде, а потому настоящий коллекционер просто обязан иметь оба образца. Спрос удовлетворяют фуфлоделы - встретить сегодня в продаже настоящий кортик можно только у очень серьезных коллекционеров и аукционных домов. Во всех остальных случаях вероятность купить за хорошие деньги подделку близка к 100%.

Общая длина кортика 245 мм. Длина клинка 155 мм, ширина 14 мм, лощина у пяты 8 мм. Клинок делался из высококачественной стали, линзовидный, хромированный. На лицевой стороне клинка на черном фоне серебряным староболгарским шрифтом выгравирована надпись «ЗА ЦАРЯ И ОТЕЧЕСТВОТО». На обратной стороне на таком же фоне – вензель Царя Бориса III «БIII». Надпись и вензель обрамлены переплетенными и стилизованными стеблями с листьями (арабесками).

Детали офицерского и подофицерского кортиков обр. 1930 г.
Детали офицерского и подофицерского кортиков обр. 1930 г.

Рукоять серийного кортика состояла из черена черной полированной пластмассы и позолоченной бронзовой накладки. Накладка представляла собой сложное сочетание задней части рукояти, стилизованной орлиной головы и гарды. Задняя часть накладки покрыта плетением в староболгарском стиле с помещенным посередине щитком с изображением государственного герба Болгарии. Глаза орлиной головы сделаны из обработанных рубинов. Гарда длиной 65 мм выполнена в виде самолетного пропеллера и двигателя. Двигатель отлит из серебра. Он крепится на лицевой стороне. На обратной стороне помещен щит с гравированными инициалами или монограммой офицера. Ножны кортика имели длину 230 мм, делались из стального листа и покрывались черным лаком. Наконечник ножен оканчивался стилизованной орлиной лапой, держащей в когтях голубой шарик, символизирующий землю, с нанесенными черным цветом очертаниями континентов.

Внешний вид офицерского и подофицерского кортиков ВВС обр. 1930 г.
Внешний вид офицерского и подофицерского кортиков ВВС обр. 1930 г.

Кортик подофицера ВВС был проще: плоский клинок без каких-либо украшений и клейм, стилизованный самолетный двигатель отлит из бронзы и также имеет отличия, черен рукояти деревянный, покрыт черным лаком. Как уже упоминалось выше, кортик чрезвычайно редок, и большинство предметов, предлагаемых к продаже являются подделками. Будьте осторожны!

Кортик офицера болгарских ВВС обр. 1930 г. в ножнах, с внешней стороны.
Кортик офицера болгарских ВВС обр. 1930 г. в ножнах, с внешней стороны.
Кортик офицера болгарских ВВС обр. 1930 г. с ножнами. Внутренняя сторона.
Кортик офицера болгарских ВВС обр. 1930 г. с ножнами. Внутренняя сторона.

В статье использована информация из книги Т. Предова "Болгарские кортики" (1997 г.) в авторском переводе.

О сабле, прослужившей более 100 лет, вы можете прочитать здесь.

О самой лучшей рубящей сабле вы можете прочитать здесь.

О кописе, самом известном мече Древней Греции, вы можете прочитать здесь.

Мы продолжим публикации материалов об оружии разных стран мира и разных веков. Подписывайтесь на канал журнала "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте, задавайте вопросы, предлагайте темы для будущих публикаций. Это поможет развивать канал, сделать его еще интереснее и полезнее!