Найти тему
Андрей Мовнар

"Офелия" и дух времени

"Офелия", реж. Клэр Маккарти, 2018 Kinopoisk.ru
"Офелия", реж. Клэр Маккарти, 2018 Kinopoisk.ru

Сразу предупреждаю, что если вы не смотрели фильм и боитесь спойлеров, то не читайте этот текст. Здесь их уйма.
Яндекс смело называет это статьёй, но это лишь эссе-рассуждение о фильме с одной из точек зрения.

Смотря «Офелию», задумался о духе времени. Не шекспировского, а нашего. Дух времени для меня – это набор тенденций и взглядов, которые набирают всё большую популярность в обществе. А дух современности и дух нашего времени в данном тексте будут являться синонимами.

Фильм снят в этом духе. Он поддерживает тенденцию давать слово женским персонажам в кинематографе. В случае с «Офелией» для меня это даже интересно как взгляд на известную историю с точки зрения других персонажей. И раз уже сам фильм вписывается в дух современности, то и я решил посмотреть на него через призму современных ценностей и социальных тенденций.

Заслуга «Офелии» не только в том, что фильм делает женщину центральным персонажем. Он показывает необходимость отказа от некоторых старых устоев, сталкивая на экране ценности средневековые и современные. Также «Офелия» борется с гендерными стереотипами. Правда, чаще всего это выходит клишированно, как и в других подобных фильмах. Вот она ещё ребёнком интересуется книгами и знаниями. Но вход в библиотеку для девочек закрыт, поэтому она вынуждена узнавать всё у своего брата Лаэрта. А вот она не вписывается в рамки женственности и в правила, определённые для женщин в королевстве. Офелия постоянно выходит за пределы замка, неуклюже танцует, чем вызывает смех остальных фрейлин, не флиртует с мужчинами так открыто, как это делают другие девушки на пиршествах. В общем, она отличается от всех «типичных» девушек этой киноленты.

Но в финальной сцене фильм вдруг решает, что можно и по-другому показать женщин, при этом продемонстрировав их самостоятельность и силу.

Финальная сцена в данном случае начинается с разговора Офелии и Гамлета перед тронным залом. Гамлет готовится сразиться с Лаэртом, а Офелия отговаривает его. Здесь происходит одно из главных столкновений ценностей прошлого и настоящего в фильме. Офелия говорит, что Гамлет не должен сражаться, что они могут сбежать из замка вместе и быть счастливыми. А главное жить. Офелия, символизирую здесь ценности современные, идёт наперекор гендерным стереотипам. Она пытается убедить Гамлета, что схватка – это не всегда выход, и что избежав её, он не покроет себя позором. А борьба с гендерными стереотипами – это одна из черт современного феминизма. В качестве примера можно привести карточки РосГендерНадзора о советском кино или на 23 февраля[2].

"Офелия", кадр из фильма. "Противостояние" Офелии и Гамлета
"Офелия", кадр из фильма. "Противостояние" Офелии и Гамлета

Но Гамлет, символизируя ценности прошлого, отказывается. Он считает, что должен сразиться, что иначе нельзя, иначе позор. И в итоге гибнет. Гибнет и Лаэрт, который вызвал его на поединок. И их смерть можно считать символом гибели старых ценностей и норм, которым нет места в современном мире. Усиливается этот символизм за счёт того, что параллельном нам показывают кадры, как Офелия преодолевает длинный путь и в итоге живёт. Да, это опять же очень простой подход – девушка преодолевает путь, лезет на скалы и т.д. Но вместе со сценой смерти Лаэрта и Гамлета она работает именно на создание образа победы новых ценностей над старыми. Новые ценности живут, старые гибнут и забываются.

"Офелия", кадр из фильма. Раненый Гамлет наносит смертельное ранение Лаэрту.
kino-teatr.ru
"Офелия", кадр из фильма. Раненый Гамлет наносит смертельное ранение Лаэрту. kino-teatr.ru

Но не только персонаж Офелии в этой сцене является ключевым. Не менее важны Гертруда и её сестра Мехтильда. Начнём с Гертруды. Когда умирает Гамлет, она бросается к нему. И понимая, что к его смерти привели козни короля, дяди Гамлета, хватает меч и пронзает того. Опять же довольно типичное для массового кино проявление силы женщины. Она тоже может взять меч и убить. Но потом она берёт флакон с ядом и выпивает его. И вот этот момент интереснее. Показывает он, что и она, живя в той атмосфере, которую создал король, прониклась ею настолько, что просто не сможет жить дальше в новых реалиях, и это её губит.

О каких же реалиях идёт речь? О тех реалиях, которые приходят в замок вместе с ворвавшимися туда норвежцами. Но не сами норвежцы интересны здесь. А та, кто их провёл, сестра Гертруды. Кадр выстроен так, что Мехтильда находится в середине норвежской бригады. Она словно ядро, от которого эти солдаты и разбегаются. Она избавилась от влияния короля и несёт с собой перемены в лице норвежских солдат, которые снесут на своём пути всё, что не сможет прижиться в новом мире. Возможно поэтому, кстати, Горацио мы видим не убитым, а схваченным. Потому что он был готов к переменам, он звал Офелию в библиотеку, беседовал с ней, и он помогал ей бороться с влиянием короля. А с теми же, кто сопротивляется новым веяниям, норвежское войско расправляется.

"Офелия", кадр из фильма. Мехтильда врывается в замок с норвежским войском. Youtube.com
"Офелия", кадр из фильма. Мехтильда врывается в замок с норвежским войском. Youtube.com

Вот так, иногда клишированно, иногда интересно и оригинально, Клэр Маккарти и "Офелия" говорят о гендере и о вытеснении одних ценностей другими. Для массового кино, как мне кажется, это очень неплохое высказывание.

_________________________
1.
Какая гадость этот ваш заливной патриархат! https://genderwatch.ru/cards/2018/new-year/
2.
Не требовать быть мужиком - лучший подарок на 23 февраля. https://genderwatch.ru/cards/2019/manly-men-day/