Найти тему

Умный город

Города – это уникальный способ организации большого пространства, без которого люди не могут жить и развиваться. В интернете должно быть создано то же самое – виртуальный двойник города будущего, в котором у каждого есть возможность мгновенно получить информацию о любом доме, услуге или сервисе в любое время...

Материал опубликован на портале "Частный корреспондент".

Пока космические корабли бороздят просторы Вселенной, землянам все еще приходится ходить по кабинетам чиновников, стоять в очередях в ЕИРЦе и висеть на телефонах ЖЭКов.

За мегаполисами уследить непросто. Особенно теперь, когда Москву расширяют в 2,4 раза. Но что, если сделать ее виртуальной? Дать жителям (и чиновникам) возможность мгновенно перемещаться, максимально просто находить любую информацию и решать все бытовые проблемы несколькими кликами.

Мне кажется, нет ничего невозможного. Тем более что первый шаг - gorod.mos.ru - уже сделан. Отчасти все к тому и идет. Мы видим активность социальных сетей и их влияние уже и на оффлайновую жизнь людей, пользуемся онлайн-сервисами, отмечаемся на картах, частично даже государственные услуги перебрались в сеть. Есть масса инструментов. Осталось их только объединить.

В Сети уже давно работают многочисленные официальные сайты государственных структур, но все они в той или иной степени являются «аналоговыми» досками почета, а между собой связаны баннерами или ссылками, но не функционалом.

Но, учитывая разрозненность этих порталов (мэр и Правительство Москвы отдельно, округи и их префекты отдельно, управляющая компания, ответственная за мой дом, вообще непонятно где), не всегда понятно, куда именно я должна адресовать заявку, где мне найти ответственных людей и оптимально быстро решить мои проблемы.

Есть много непрозрачных online окон, куда можно обратиться с вопросом или жалобой. Непрозрачных — потому, что это ваша личная переписка с модераторами порталов (будем считать, что с живым участием самих чиновников) из стандартной формы и надеждой получить ответ на электронной почте или по телефону.

-2

Вот некоторые их них: вопросы к Правительству Москвы и на личном сайте мэра, вопросы окружным префектам (например, в моем СЗАО, служба «Одного окна» с электронными адресами ответственных чиновников, общим адресом и телефоном).

Вопрос в район (например, мой район Хорошево-Мневники) Также есть infograd.ru и www.okno.mos.ru.

Ответы на вопросы горожан публикуются отдельно и весьма выборочно. Но главная проблема — все вопросы и ответы являются «точечными» и представлений о том, как и чем живет город, не дают.

В то же время вполне разумным выглядит сайт Гос.Услуги.Ру, он же продублирован отдельно для Москвы. Но и здесь есть существенный минус — отсутствие географической привязки. Можно узнать, как получить нужную информацию, но отдельно придется поискать адреса и контакты ответственных и относящихся именно к вам учреждений. Вместо того, чтобы разместить там же их непосредственные представительства.

Отдельная проблема с маленькими жителями столицы. Хорошие садики, школы, училища и вузы, спортивные учреждения и кружки можно найти только по советам других родителей или каким-нибудь чудом. Никакой карты, на которой можно было бы найти всё это и выбрать, не существует, а сама процедура построена скорее как квест, или лабиринт.

По этому направлению не удалось найти даже отдельного официального сайта, уж не говоря о том, чтобы эту информацию интегрировать в удобную карту вашего района. По садикам и школам работают только устаревшие частные сайты, где в лучшем случае вы найдете адрес, телефон и редкие отзывы родителей (некоторые такие ресурсы все еще выглядят как форумы).

Поликлиники и больницы. Найти можно только списком по району или адресным запросом на Яндекс.Карте. Запись по телефону. Врачи регулярно в отпуске или на курсах повышения квалификации, о чем не всегда предупреждают тех, кто уже записался и отпросился с работы…

ЖЭК, ЕИРЦ, паспортные столы и прочие учреждения – с трудом находятся адреса и контакты. Хотя казалось бы, что проще - наводишь мышку на домик на городской карте и получить подсказки с набором ссылок на управляющую компанию, органы власти, сантехника и слесаря - возможно, даже с включением альтернативных поставщиков подобных услуг через систему гео-привязанной контекстной рекламы.

Насколько было бы проще, если бы все эти порталы и сервисы можно было объединить в одно окно и предоставить их конкретно МНЕ, а не абстрактному и располагающему большим количеством времени гражданину, который не ленится изучать все эти порталы со сложными структурами, ковыряться в юзерских форумах, а потом все равно висеть на телефоне и стоять в очередях.

-3

Портал gorod.mos.ru вполне мог бы стать платформой на визуализации Москвы, ведь там есть уже карта «благоустройства» и возможность комментирования и оценки выполненных или невыполненных работ. Почему бы не наложить на эту карту «сетки» всех остальных наших забот?

- Вузы, школы и сады со всеми контактами, расписанием «Дней открытых дверей», списком документов для поступления

- Поликлиники и больницы с online записью и оповещением, если прием отменяется.

- Все государственные организации с online-консультирование, записью, предоставлением более широкого спектра документов (тем более что нужны они, в основном, для других государственных структур и могли бы пересылаться из пункта А в пункт Б по вашей просьбе вообще мимо вас)

- Спортивные центры, стадионы, бассейны

- Магазины, кафе, парикмахерские, гостиницы, автозаправки… (тут и поле для коммерциализации проекта появляется)

И так далее

Тем более эти сервисы в том или ином виде уже реализованы, например, в Яндекс.Картах или Foursquare.

И, главное, на той же карте стоило бы обозначить «домики» районных и окружных чиновников всех уровней (пусть даже это будут условные входы на их порталы), где вопросы будут поступать от жителей конкретных домов, ответы будут прозрачными, а к каждой заявке для её исполнения будет прикреплено конкретное ответственное лицо (вместо стандартного «заявка рассмотрена»).

Одновременно, москвичи cмогут лучше контролировать средства, передаваемые в коммунальные службы и управляющим компаниям. К каждому жилому дому прикреплена отчетность по этим вопросам.

Там же будет происходить внесение «народных» инициатив по улучшению жизни в городе, можно будет проводить референдумы non-stop.

Помимо очевидной пользы для жителей города, такая прозрачность и географическая привязка каждой жалобы позволит мэрии иметь реальную online статистику работы округов и районов. Городская власть сможет не только отчитывать о проделанной работе, но и упростит свой внутренний самоконтроль - за работой чиновников будут следить все жители Москвы в режиме online. Это позволить исключить «слабые звенья» в чиновничьем аппарате и, демонстрируя качественную и хорошую работу, повысить авторитет городской администрации на всех уровнях.

-4

В виртуальных городах карта должна быть все время подвижной, отражать все значимые изменения и движения людей, показывать трафик и значимые события: для автомобилистов – ремонты и пробки, для спортсменов – обозначенные на карте соревнования, места для уличных видов спорта, для желающих провести приятный вечер – оживающие культурные площадки, концерты, выставки, спектакли.

Все это должно быть по-настоящему живым, наполненным инфографикой и интуитивно понятными образами, как в игре. Система должна работать полностью работающая автоматически и в графическом режиме, но с возможностью получить все новости по объекту, району, округу или всему городу (ваше местоположение определяется автоматически, вы выбираете только масштаб).

Привлечь в такой проект существующие коммерческие компании, чьи компетенции и наработки могут быть полезны для такого большого проекта, не составит большого труда, особенно если те, кто возьмутся решать такую большую задачу, сразу продемонстрируют открытость, будут свободно делиться с внешними ресурсами всеми получаемыми данными и привлекать в партнеры максимальное количество успешных web-проектов.

Виртуальные города должны найти свое место и в мобильных устройствах (нужно подготовить приложения на iPhone и Android), чтобы помогать людям (например, питерским) лучше ориентироваться в столице.

В перспективе, возможно, будет создана вируальная копия планеты, в пространстве которой люди смогут учиться, работать, вести бизнес и политику... Поэтому городской сайт не должен быть герметичным, он должен быть интегрирован в карты Яндекса, Google, с соцсетями и всеми, кто пожелает внести свой вклад в развитие умного города.

Автор: Юлия Эйдель, "Частный корреспондент".