Румыны в какой-то мере уникальный народ. Мало того, что это единственный народ на территории Восточной Европы, который говорит на языке романской группы индоевропейской семьи языков (хотя многие румынские слова говорят о том, что румын и славян связывают более тесные отношения, чем хотелось бы видеть некоторым "патриотичным" политикам в Бухаресте), этническая территория румын занимает чуть ли не весь юг Восточной Европы и Балканский полуостров, при этом разные группы румын настолько сильно отличаются друг от друга, что впору говорить об отдельной румынской группе народов. Такое обширное расселение румын объясняется наличием у них славного и многочисленного предка - фракийских племён, населявших Балканы в V-I веках до нашей эры. На протяжении всего этого периода времени фракийцы не составляли единого целого, живя разрозненными племенами, управляемыми князьями и жрецами. Большую часть своей истории фракийцы спокойно проживали на Балканах, ясно осознавая, что их мелкие племена и бедные земли вряд ли привлекут внимание крупного завоевателя, но к I веку до нашей эры положение изменилось. Юг Балканского полуострова заняли римляне, в Карпатах нашли крупное месторождение золота, а с севера и востока начались регулярные набеги кельтов и сарматов. В этой ситуации требовалось единение под предводительством сильного и мудрого вождя и он появился в лице вождя племени гетов Буребисты.
Ранние годы.
О ранних годах царя Дакии известно крайне мало. Родился он около 82 года до нашей эры в семье одного из гетских вождей Дапикса. Вскоре после его рождения отец умер от неумеренных возлияний, что навсегда воспитало в Буребисте ненависть к пьянству и алкоголю. Оставшегося круглым сиротой юного царя взял на воспитание отшельник Декеней, поставивший себе целью восстановление старых дакийских доблестей и объединение разрозненных фракийских племён в единое государство. В то время как главным у фракийцев считалось физическое и военное воспитание, Декеней справедливо считал, что как бы не были сильны мускулы, без развитого ума они бесполезное бремя. Будучи ярым и последовательным приверженцем Пифагора, он привил философо-политические взгляды своего учителя и молодому царю, который на протяжении всего своего правления старательно претворял заветы Пифагора в жизнь. Гетская знать была недовольна абсолютным влиянием отшельника на царя и потребовала у Буребисты удалить Декенея, дабы восстановить величие, утерянное за время нахождения при дворе "полоумного дикаря". В ответ на эти речи Буребиста спокойно обнажил меч, показывая, кто теперь подлинный хозяин положения. После этой сцены гетская знать присмирела, а молодой царь смог спокойно приступить к объединению фракийских земель.
Объединитель Дакии.
Обеспечив себе тыл, Буребиста начал войны за объединение Дакии. Мелким фракийским князькам нечего было противопоставить могучей и сплочённой армии Буребисты: их дружины были малобоеспособны, а простой народ с радостью переходил на сторону сильного и справедливого правителя. К 60 году до нашей эры Буребиста объединил под своим владычеством всю Дакию и принялся старательно укреплять ядро своей державы, расположенное в Трансильвании. Для этого на границах Дакии были возведены мощные укрепления, проложены дороги, приведены в порядок финансы и хозяйство. Не забывал Буребиста и о внешней политике, обезопасив сначала северные границы, выбив досаждавших дакам и гетам кельтов и боев на территорию современной Чехии, затем на юге набегами на римскую провинцию Македония вынудив римлян заключить договор о ненападении, а затем принявшись всерьёз за восточное направление. В 55 году до нашей эры Буребиста предъявил ультиматум Ольвии, требуя прекратить откровенно грабительскую торговую политику. Не получив ответа, он в том же году взял Ольвию штурмом. Следуя своей политике искоренения пороков, Буребиста приказал вырубить все ольвийские виноградники. Это решение вместе с военным разгромом так подкосило Ольвию, что она впала в полосу затяжного упадка, не окончившегося до самого исчезновения города. После этого похода Буребиста прекратил завоевания, считая, что Дакия и так богата.
Заговор, смерть и бессмертие.
Буребиста был одним из самых любимых народом правителей Дакии, но знать ненавидела его, ведь он заставил её служить и лишил основного дохода в виде грабительских набегов и спаивания населения. Был составлен заговор, активно поддерживавшийся Римом, которому сильная Дакия была опасна. В 44 году до нашей эры знать подняла мятеж, при подавлении которого Буребиста был убит. Его сын и преемник Комосик оказался всего лишь марионеткой в руках богачей, поделивших страну на 4 части. Смута в Дакии продолжалась без малого сто лет, пока не появился достойный продолжатель дела Буребисты - вождь даков Децебал, но время на создание мощного фракийского государства оказалось безнадёжно упущено - на Дунае уже стояли римские легионы.
Несмотря на то, что своей цели - создания сильной, единой Дакии, Буребиста не достиг, в Румынии его имя свято почитаемо по сию пору. Его усилия не пропали даром: он смог объединить в единое целое зыбкий конгломерат фракийских племён, заложив тем самым основу для двух народов - румынского и молдавского. Обожествление Буребисты началось ещё при его жизни, достигнув апофеоза в первые века нашей эры в виде культа "фракийского всадника", а в современной Румынии он почитаем и как "отец нации", и как идеальный правитель, слава о деяниях которого пережила века.