Найти тему
Hellduck

Кузя. Глава третья. Особенности корабельной авиатехники

Оглавление

Публикую третью часть статьи одного из самых интересных военных каналов в телеге (Взгляд человека в лампасах) с размышлениями о нашем единственном авианесущем корабле.

Главным оружием ТАВКР «Адмирал Кузнецов» являются, напомним, не полумертвые комплексы «Гранит» (об отсутствии для них средств целеуказания мы и вовсе молчим). Су-27К (затем переименованные в Су-33) и впоследствии МиГ-29К 279-го и 100-го соответственно полков — вот те инструменты, которые и должны обеспечить прикрытие от противолодочной авиации противника районов развертывания российских РПКСН в угрожаемый период. А «Кузнецов» - это просто аэродром, выносимый в те районы развертывания.

ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 1143.5, mtdata.com
ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 1143.5, mtdata.com

Об этих самолетах — и не только — мы сегодня и поговорим. Иначе говоря — о технике, формирующей и авиакрыло «Кузнецова», и саму систему обучения корабельных летчиков. И начнем немного издалека.

С самого зарождения авиации и до середины прошлого века важнейшей проблемой ВВС всех стран являлись специфические сложности при обучении летчиков для одноместных машин. Как учить, если невозможно посадить инструктора в один самолет с курсантом? В СССР, например, учили летать на специальном самолете с двойным управлением — в частности, По-2 (У-2), а уже потом курсант сам садился на истребитель. А все потому, что истребителей с двойным управлением (спарок) в то время не существовало. Они появились уже после. Порядок, как видно даже дилетантскому взгляду, очень рискованный.

ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 1143. 5
ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" проекта 1143. 5

Однако в отношении корабельных летчиков эта практика в России существует и по сей день. Потому что все 24 выпущенных Су-33 были именно боевыми! Проще говоря — одноместными. Спарок типа Су-27КУБ для корабельной истребительной авиации попросту не существовало. (В скобках заметим, что в штатах 279-го полка были как раз две «спарки» Су-27УБ, но они использовались только для обучения технике пилотирования Су-33 с земли, но никак не с палубы корабля. Су-33 были настолько «оморячены» (доработаны для базирования на ТАВКР «Кузнецов»), что почти ничего из запчастей не подходило на два Су-27УБ, и поддержание «спарок» в исправном состоянии было весьма непростым делом).

Именно поэтому в качестве суррогата советской промышленностью и был создан самолет с двойным управлением Су-25УТГ — или, как его называют в 279-м полку, «голубь мира». Из вооружений на нем нет даже прицела, машина сделана исключительно для обучения полетам с палубы, никакого ее боевого применения в принципе не предусматривалось — поэтому и забавно читать, когда «знатоки» называют Су-25УТГ «штурмовиком». Иначе говоря — прибывшего служить в 279-й полк летчика учат садиться на палубу и взлетать с нее на Су-25УТГ. Но первую посадку на «Кузнецов» он должен совершить, пилотируя машину с другим весом, другими скоростями, другой аэродинамикой, другими двигателями, и, наконец, принципиально другим характером — одноместный Су-33.

МиГ-29К, 1zoom.ru
МиГ-29К, 1zoom.ru

Представьте, что вас учили ездить на «жигулях», а в первый самостоятельный рейс выпускают на «КамАЗе». А ведь на самолете, в случае чего, вы не можете просто остановиться, вытереть пот со лба и со скоростью 20 км/ч медленно плестись по обочине...

Весь этот идиотизм в какой-то мере удалось исправить только несколько лет назад. И спасибо за это надо сказать в первую очередь Индии, заказавшей «Викрамадитью» и авиакрыло из МиГ-29К. Так на Северном флоте появился 100-й полк, который вооружили теми же самыми МиГ-29К — и «спарками» МиГ-29КУБ.

Вопрос о боевых качествах данных истребителей и о том, насколько Су-33 лучше (или хуже), чем МиГ-29К, мы оставим за скобками. И тем более вопрос о том, могут ли Су-33 и МиГ-29К на равных конкурировать с основным корабельным истребителем США F/A-18E/F. Заметим лишь, что никаких других машин для «Кузнецова» (или его преемника) не просматривается даже в очень далекой перспективе.

А в следующей главе мы расскажем о том, почему летчиков 279-го и 100-го полков считают асами и героями — и кем они на самом деле являются.

Посмотреть другие публикации можно в канале:

zen.yandex.ru/id/hellduck

Если статья понравилась, подписывайтесь и делитесь впечатлениями, ставьте лайки)