Интересные факты из жизни железной дороги губернского города Вологды можно узнать, листая старые газетные подшивки. О чем только не писали вездесущие репортеры!
«Быт железнодорожников это - неисчерпаемый источник для газетного хроникера, вследствие склада и условий жизни и деятельности этих тружеников», - читаем в одной из августовских номеров «Вологодской жизни» за 1909 год.
Особенно острыми и ироничными были сообщения о несчастных случаях, жертвами которых становились нетрезвые или крайне невнимательные горожане; репортажи о необходимости благоустройства вокзальной территории и многочисленные заметки об активности криминальных личностей – воришек и грабителей.
Вместе с тем, описывались и курьезные случаи, которые и сегодня не могут не вызвать улыбку. К таким «казусам» можно отнести случившееся с одним из вологодских железнодорожных начальников, фамилию которого репортер не указал, иронично назвав его «доморощенным Шерлоком Холмсом».
Этот высокий начальник обязан был проводить ревизии поездов и выявлять нечистых на руку кондукторов, которые «усердно занимались провозом безбилетных пассажиров».
Чиновник лично захотел поймать одного из таких подозреваемых, что называется, «на живца», для чего, следуя примеру известного британского сыщика, «переоделся в крестьянскую одежду и загримировался», а затем занял место среди пассажиров.
Едва поезд отъехал, бригада проверяющих приступила к контролю билетов. Когда же очередь дошла и до переодетого начальника, то он «не замедлил сунуть в руку кондуктора две монеты по рублю». Обер-кондуктор посмотрел на «зайца» и, возвращая ему обратно его деньги, заявил:
«Простите, господин начальник, я со своих не беру!»
Ситуация, которая произошла дальше, напоминает больше сцену из комедии Николая Гоголя, чем эпизод из детектива Агаты Кристи: кондуктор так оскорбился самим фактом такой проверки на честность, что представил своего начальника к штрафу за безбилетный проезд - «дополнительному сбору», который тот, не раскрывая своего инкогнито, «вынужден был уплатить».
По материалам газеты "Вологодский листок"