В 2019 году по русскому интернету широко разошлись космические фотоснимки Сибири и иных лесных мест России, размещенные в картографических системах Yandex и Google. Где хорошо видно, что «зеленое море тайги» на огромных просторах нашей страны перестало быть зеленым. Оно стало серым, если рассматривать его издали, а при увеличении масштаба открывающаяся картина ужасает. Несчётное число делянок покрыло тайгу на протяжении тысяч километров неким подобием болезненной сыпи. Это, действительно, напоминает кожную болезнь, поразившую тело России.
Но ведь Русский лес и его особенная часть – сибирская тайга – это один из источников нашей жизни. Надо ли доказывать эту истину? Именно лес обогащает кислородом воздух, которым мы дышим, именно здесь мы черпаем удивительную красоту разнообразия жизни, обогащая свои души. Несомненно, что русский лес является национальным достоянием, сродни по своей значимости для нашего народа, например, русскому языку, а если сказать точнее и вернее, то и нашим защитником, нашим домом и нашим биосферным телом одновременно!
И поэтому, когда просматриваешь эти фотографии, возникает чувство, что мы в масштабах страны уподобились душевнобольному человеку, который изуродовал своё тело, и сделался инвалидом, нанеся самому себе тяжелые, множественные раны.
Как стало возможным такое? Почему мы допустили в свои леса человеко-хищников разного уровня, сумевших организовать в них антисистему экологической смерти? Как получилось, что им позволено там свободно орудовать? И вообще, поправимо ли это?
Для ответа на эти вопросы обратимся к теории.
Известный исследователь русской цивилизации С.Г. Кара-Мурза пишет: «Существует два типа хозяйства, то есть производства и распределения благ. Их отличие показал уже Аристотель. Один тип — натуральное хозяйство или экономия, что означает «ведение дома» (экоса). Это — производство и торговля ради удовлетворения потребностей. Другой тип — хрематистика (рыночная экономика). Это — хозяйственная деятельность ради прибыли, накопления богатства. Реформа в России как раз и представляет собой попытку сменить тип хозяйства всей страны — перейти от хозяйства ради удовлетворения потребностей к хозяйству ради прибыли».
Если посмотреть на вопрос шире, становится понятно, что речь тут идёт не просто о двух разных практиках хозяйствования. Мы имеем дело с двумя диаметрально противоположенными мировоззренческими системами. А точнее – с двумя системами мирочувствования, и вытекающим отсюда отношением к миру. Называть их мировоззрением не вполне корректно, потому что самим человеком, приверженцем того или иного, это может не осознаваться до конца. Но зато это хорошо познаётся опытно: по человеческим делам.
Для человека первого типа весь мир является ареной для извлечения прибыли и бесконтрольного наслаждения.
А для его антипода окружающий мир является родным домом, который необходимо беречь и приукрашать.
Понятно, что между этим полюсами есть множество переходных форм, и в одном человеке порой, уживаются или борются противоположенные тенденции. Однако побеждает всегда что-то одно. И граница между двумя типами людей пролегает не по различным социальным стратам общества, потому что мироустроителей и противостоящих им хищников и потребителей можно встретить как среди бедных, так и среди богатых. Ведь явно к одному типу людей относятся миллиардеры, калечащие Землю, ради извлечения из неё дешевых сланцевых углеводородов, и городской плебс, оставляющий после себя груды мусора на природе. А сибирскую тайгу поджигают совместно как заказчики, так и исполнители этих преступлений, материальное состояние которых может отличаться в миллионы раз.
В обеих случаях от мира «берётся все», а на раны, наносимые своему дому - Земле, не обращается никакого внимания.
Подобно тому, как в отдельном человеке побеждает только одна сторона, в конкретном обществе тоже только одна из сторон является победителем. Зададимся вопросом: а кто же является победителем в современной России?
Для ответа приведем только одно свидетельство философа Тараса Сидаша, который постоянно путешествует по северной России: «Наблюдая бесконечную деградацию экосистем: выжженные острова, километры и километры замусоренных пластиком и стеклом земель, озера, в которых выловили всю рыбу, вырубленные леса, убогие поселки, в которых не на что смотреть, и рядом безвкусные особняки, сравнимые по стоимости с поселками, — с ясностью понимаешь, что когда у этого народа отнимется испоганенная им земля, это будет только справедливо».
Это резкое свидетельство, конечно, можно попытаться и оспорить, однако после того, что произошло с сибирской тайгой, открывшимися бесконтрольными вырубками и гигантским пожаром 2019 года, сделать это будет довольно трудно.
Потому что именно победа трофейщиков и хищников, носителей смертоносного потребительского отношения к миру в масштабах России создала необходимые условия для трагедии русской тайги. И самое страшное, что эта победа у нас произошла не только на уровне общества, но и на уровне государства, его «институтов», его законодательной базы и практики так называемого «управления». Ведь эта система открыто декларирует, что она формирует из людей потребителей. И законы и «понятия», как и сложившейся нынешнее жизнеустройство, обеспечивают хищникам победу на всех уровнях русской жизни, а носители иного мировоззрения вытесняются в маргинальные ниши. На примере русской тайги эта тема хорошо и подробно разобрана здесь: https://www.youtube.com/watch?v=8S6NAN0tnx4
«Государство» в России устанавливает и «проводит в жизнь» общественные и законодательные «практики», которые с самой жизнью в долгосрочной перспективе несовместимы. Это, прежде всего, пропаганда стяжательства, и основанное на этом закабаление кредитами, устранение из жизни созидательной общественной инициативы и действия, погружение огромной части населения в постоянную борьбу за выживание, в ходе чего человеку становится просто некогда критически мыслить, и трудно остановится и оглядеться. И поскольку государство в нынешнем мире остается самым мощным средством формирования нравственных и этических ценностей человека (наряду с семьей), то все условия для окончательной победы хищников пока налицо.
Возможно ли иное?
Для слома этой страшной системы уже необходимо нечто неординарное. Необходимо чтобы общество, не смотря на нынешнее государство и его сопротивление, смогло выдвинуть из своих недр таких лидеров, которые своим умом, одаренностью, а главное – способностью творить новые ценности и вести за собой миллионы людей, создали бы привлекательный образ лучшего мира, в котором Земля является нашим родным домом, а люди – одной семьей.