Найти тему

Размышления бывалой воспиталки.

Размышления бывалой воспиталки

Бродя по просторам интернета, всё чаще стала натыкаться на «военные баталии» воспитателей и родителей. Будучи как представителем одной стороны - я тоже мама, так и действующим «воином» с другой - продолжаю работать воспитателем вот уже тридцать лет, не могу не встрять в этот конфликт с целью примирения.

Для начала хотелось бы проанализировать корни этого конфликта. Тем более у меня есть с чем сравнить. Помнится, начинала я свою деятельность ещё в Советском Союзе. И отношения между педагогами и родителями не были столь напряжёнными. Придя работать в детский сад после педагогического училища девятнадцатилетней девчонкой, я была поражена уважительным отношением мамочек к своей персоне. А ведь среди них были, как молодые, так и вполне зрелые – ровесники моих родителей. Первым вопросом к своему ребёнку при встрече вечером было примерно вот что: « Ты слушался сегодня Марию Ивановну?» (Маргариту Петровну и т.п.) Для сравнения - сейчас самый популярный вопрос: «А что ты ел сегодня?».

« Ага! Ну, вот ты и попалась, старая воспиталка!» - скажут мне сейчас современные продвинутые родители. «Вам – воспитателям лишь бы только все «по струнке» ходили. А как же развитие личности?» Да, воспитание личности – это наш приоритет. Но не надо забывать, что личности бывают как со знаком плюс, так и со знаком минус. И потом, уважение к старшим вовсе не противоречит данной задаче. Но в свою очередь, делает жизнь ребёнка более безопасной. Представьте себе, что творится в голове у ребёнка, которому с пелёнок внушили, что он - личность и никто не имеет права покушаться на его свободу. « Пора собираться в группу. Нас ждёт обед.» -говорит Мария Ивановна детям. « А я ещё не нагулялся. И вообще не буду я есть ваш дурацкий суп. Вот сейчас залезу на дерево, и фиг вы меня оттуда достанете! Упаду? Вот – тогда моя мамка тебя, Марь Ванна под суд отдаст! Эх, как она орала на тебя в прошлый раз, когда я шишку на лбу набил! Так тебе и надо! Не будешь мной командовать! Я же личность!» Кстати , вполне реальная история из опыта.

Конечно во многом мы – воспитатели- сами виноваты. Бываем излишне категоричны, любим повоспитывать не только детей, но их родителей тоже. Не всегда корректно ведём себя, тем самым настраивая родителей против себя. Кто-то наоборот заискивает и оправдывается. Но есть и вполне объективные, на мой взгляд, причины этого конфликта. Если обратиться к истории, то можно вспомнить что на заре перестройки был принят такой документ « Концепция гуманизации дошкольного образования» 1985 г., если мне не изменяет память. Который поставила во главу угла индивидуально – личностный подход к каждому ребёнку. Этот же документ регламентировал определённые условия для реализации такого подхода. В частности, в дошкольных группах не должно было быть более двадцати детей по списку, в ясельных – более пятнадцати. Учитывая демографический провал девяностых какое- то время это было возможно. Потом детей стало больше и об этом благополучно забыли. Но индивидуально-личностный подход стал приоритетным независимо от условий. А условия сейчас, сами понимаете, не те. Даже в ясельных группах бывает более тридцати детей. Не говоря уже о дошкольных. И это при катастрофической нехватке кадров. Воспитатели работают с огромным количеством детей, зачастую в две смены и нередко без няни. Конечно, очень быстро происходит и эмоциональное и профессиональное выгорание. Педагоги всё чаще допускают ошибки. Общественность не дремлет. СМИ раздувают и накручивают ситуацию, настраивая родителей критически. А ещё и эта мода называть весь процесс воспитания и образования образовательными услугами. Всё это вкупе объясняет потребительское отношение к педагогам. Короче, любой каприз за наши деньги. И рождает негласное сопротивление педагогического сообщества.

Есть ли выход из этого конфликта? Наверное есть. Ведь по сути нам нечего делить . Мы преследуем одну цель: вырастить наших детей умными, добрыми, здоровыми и счастливыми. И очень хочется верить, что в нашем государстве скоро всё наладится. Профессия воспитателя станет престижной. Нехватки в кадрах не будет. Условия будут соответствовать требованиям. А можем ли сделать что то мы с вами здесь и сейчас? Я думаю – да. Конкретно в каждом коллективе, в каждой группе можно научиться жить дружно, одной большой семьёй. Мне кажется, что мне с Божьей помощью, это удалось . И если вам интересно – могу поделиться своим опытом, как с родителями, так и с начинающими педагогами.