Ученик Гюстава Флобера, будущий "король новеллы" Ги де Мопассан всю жизнь положил на исследование самой яркой человеческой страсти – любви во всех ее проявлениях. Если бы кто-нибудь сказал ему тогда, что его роман «Сильна, как смерть» станет лучшим произведением о настоящей романтике и вечных чувствах, презирающих низменную составляющую, Ги рассмеялся бы ему в лицо. Крепкий унтер-офицер с пушистыми усами и легким прищуром насмешливых глаз был в самом расцвете сил и возможностей, а до Тьмы было еще очень далеко…
Маленький проказник
Анри Рене Альбер Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль, вблизи Дьеппа. Обедневший французский дворянин Гюстав де Мопассан пошел на службу биржевым маклером не от хорошей жизни – дед разорился, и дворянскому сынку пришлось кормить семью. Ги с детства впитывал поведение отца – известного ловеласа и щеголя. А когда тот оставил семью ради очередной красотки, Лора ле Пуатвен - дочь бывшего буржуа, увезла детей – маленького Ги и его брата Эрве, в деревню Этрета, на виллу своих родителей.
Праздное и беззаботное детство на берегу Саргассова моря было чудесным временем. Маленький Мопассан водил дружбу с фермерами, матросами, рыбаками, научился сам ловить рыбу и подолгу гулял в окрестностях побережья, подсматривая за купальщиками. Вернее за купальщицами, уже в детстве Мопассан был ценителем женской красоты, а потом в зрелости часто говорил: «Немногие особы женского пола способны выдержать испытание пляжа. Только здесь их можно полностью разглядеть и оценить».
В 13 лет мать решила взять за обучение маленького повесы отрядила его в духовную семинарию, но быстро поняла, что маленький Ги и духовенство несовместимы. Мопассан сбегал, проказничал, потому что учителя постоянно посягали на его свободу.
Отчаявшаяся мать пристроила сына в лицей, и тут произошло чудо: Ги де Мопассан стал примерным учеником, проявил свой талант к науке и искусстве, в особенности в литературе. Первым наставником и проводником в мир большого искусства слова стал для него сам Гюстав Флобер – давний друг его матери Лоры, женщины незаурядной, но слегка нервной из-за частых измен бывшего мужа. Мать мечтала, чтобы хотя бы сын стал хорошим человеком, верным семьянином, но…
Насмешница Фанни
Первой девушкой, которая свела с ума 18-летнего Мопассана стала Фанни ле Клерк. Юноша посвятил ей трогательные стихи, Фанни согласилась пойти с ним на свидание, а когда вечером Ги пришёл к ее окну, то увидел толпу молодых людей, которые весело смеялись над чувствами молодого Мопассана.
В центре круга стояла Фанни и читала всем его первые стихотворные строки, в которых было самое чистое чувство – юная и наивная любовь молодого юноши. Мопассан получил тогда первую «пощечину» от женского пола, поклявшись, что больше никогда не будет влюбляться по-настоящему.
От нищеты к славе
Отвлечься от грустных мыслей Мопассану помог его наставник Флобер и война с Пруссией, которая сделала его рядовым, а потом «вырастила» в крепкого унтер-офицера, который смотрел на женщин с насмешкой, рисуя их в своих рассказах с самых разных сторон. Часто с порочных.
Первую новеллу «Рука трупа», которая вышла из-под пера молодого Мопассана критики не заметили, как и поэму «На берегу», публикации которых датированы 1975 годом.
Следующую вещь «Девка» вообще запретили и подвели под цензуру – Мопассана тогда чуть не упекли в тюрьму за слишком откровенные описания. На помощь вновь пришел Флобер, который начал серьезно «воспитывать» своего приятеля, запрещая ему публиковаться, но надзирая за ним каждый день, чтобы Ги писал и постоянно общался со своей «музой». И Ги де Мопассан его не подвел!
В 1880 году выходит сборник «Меданские вечера» (так называлась усадьба Эмиля Золя, где собственно и бывал Мопассан с Флобером). Это сборник стал триумфом – в него вошли рассказы таких мастеров, как сам Эмиль Золя, Гюстава Флобера и других знаменитых французских прозаиков. Среди них была и знаменитая сегодня «Пышка» авторства Ги де Мопассана.
После печати и успеха Флобер сказал своему ученику, что как только тот найдет свой путь, «будет производить свои новеллы, как яблоня – яблоки». Так и случилось, Ги уволился из министерства, стал работать сначала в газете, а потом и вовсе уехал в свои дальние странствия, которые подарили миру более 29 книг нового французского писателя – новеллиста Ги де Мопассана. За десять лет этот непревзойденный мастер литературы смог создать целую галерею образов и сыграть на самых сакральных нотах человеческой души.
«Милый друг»
«Лунный свет», «Пьер и Жан», «На воде», «Ожерелье», «Завещание» и множество других блестящих новелл принесли Ги обожание читателей. Мопассан в одночасье стал самым продаваемым писателем и самым переводимым автором, зарабатывая более 60 000 франков в год.
Л.Толстой говорил, что романы и новеллы Мопассана так популярны, потому что автор не поучает читателя, Ги говорит с ним, как со своим другом, не навязывая свое мнение, а рассказывая увлекательные истории. А в конце каждый сам решит и составит свое мнение о прочитанном. «Смысл жизни для Мопассана в женщине, в любви», - писал Лев Николаевич, сам почитывая новеллы великого ловеласа французской литературы.
А потом были большие романы, Флобер все-таки дождался от своего ученика «настоящего» длинного произведения – «Милый друг», «Жизнь», «Сильна как смерть». Произведения обо всем и обо всех с точки зрения любви, часто порочной страсти, которая поглощает все существо, не оставляя никакого выбора.
«Незнакомка из реальности»
По записям самого Мопассана у него было около 300 женщин, причем каждая забывалась также быстро, как и предыдущая. Их была целая плеяда, поговаривали, что знатные дамы всего Парижа записывались на «прием» к Мопассану, чтобы «заранее узнать», чем закончится его очередной литературный щедевр, а Мопассан важно доставал из нагрудного кармана блокнот и ставил мадам в специальное расписание. Шептались, что оно было составлено на полгода вперед…
Ги всегда утверждал, что никогда не поверит тому мужчине, который поклоняется только одной даме сердца, ведь две женщины лучше, чем одна, а три лучше двух, а десять лучше трех и т.д. Для Мопассана любовь была игрой, в которой он сбился со счета, пока не встретил ту самую Эрмину – его случайную соседку по даче.
Эрмина Леконт де Нью была замужем за придворным архитектором и сама «страдала» сочинительством, а кроме этого она стала единственной женщиной, той самой "незнакомкой", которая отвергла ухаживания известного Мопассана. Ги был обескуражен! Да, писатель не отличался красотой, но обладал определенным магнетизмом и славой, против тандема которых не устояла ни одна французская дама.
Однако, Эрмина – златокудрая красавица с морского побережья хранила верность своему мужу и лишь беседовала с Мопассаном. Если раньше, новеллист одерживал победы и потом живо «рисовал» всех своих женщин в литературных опусах, то теперь эта непокорённая верность была для него по-настоящему непостижимой. Вся эта изматывающая любовь вернула Мопассану право на настоящие чувства, он остановился, перестал «играть в любовь» и написал свое самое проникновенное произведение.
«Сильна как смерть»
Люди живут и чувствуют в этом произведении, как и сам Мопассан, который отразил все свои душевные переживания и любовь к «не своей» Эрмине. Писатель только в 38 лет осознал, что может любить, но только сейчас его любовь никому уже не нужна.
Биографы Мопассана выдвигают различные версии, что Эрмина все-таки была близка с Мопассаном ос временем, или что Мопассан сам «охладел» от неприступности своей возлюбленной «идеальной» незнакомки – история умалчивает, однако, до самого конца дней писателя Эрмина отправляла ему длинные и трогательные письма, как своему самому близкому человеку – единственному другу, который снова «убежал» от самого себя в мир женщин и удовольствий - красочных, но поддельных чувств.
Где был Ги де Мопассан? В салонах Потоцкой, на свиданиях с Мари Канн, в саду у Литцельман, которая потом "предоставит" свету его или не его внебрачных детей или на тайной встрече с «Дамой в сером»? А может быть еще где-нибудь в самой глубине кулуаров таинственного женского сердца?
Эта любовь к исследованию тонкой натуры прекрасной половины человечества в конце концов привела писателя к сифилису, а позже к той самой темноте, которая поглотила его. Ги де Мопассан ослеп и в смирительной рубашке был доставлен в психиатрическую лечебницу. Спустя два года великий любовник, блестящий новеллист умер, ведь жить во Тьме, лишенный радости снова «увидеть» свою незнакомку, он просто не смог.