«Киносмотритель» планировал разговор о фильме «Завод», незаслуженно обойдённому вниманием. Ему и посвящена статья.
«Завод» сразу, с первых минут бросается в глаза размеренной подачей, отсутствием желания «хайпануть», понравиться зрителю чем-то эдаким. Перед нами «Завод», а до этого, первых кадрах, дорога к заводу – серая, пустая и уходящая вдаль. Неизвестность и тревога – вот то, что сразу поселяется у нас в сердце. Правда упрекнуть фильм в том, что он снят исключительно на негативе – нельзя. В начале мы видим, как смена приходит на предприятие, и большой механический организм начинает жить. Эта сцена, в которой в действие приходят станки и техника, даже напоминает советский кинематограф, где часто можно было видеть яркие картины созидательного человеческого труда. Что-то похожее есть и тут, и изначально завод не показан, как место, где загибается народ. Скорее наоборот, это место, где люди зарабатывают, хоть и нелёгким трудом на кусок хлеба, и не хотят терять это место.
Тревожная музыкальная тема, а вместе с ней и тревога приходит в сердце, когда на территорию приходит Калугин – олигарх и владелец завода. Отношение олигархов к людям и стране в точку бьёт в короткой реплике, брошенной в разговоре в душевой по поводу предстоящей ликвидации предприятия:
- У меня тоже права есть!
- Какие на … права? Ты что, хозяин?
Работяга по кличке Седой, бывший спецназовец, предлагает простую, но единственно, видимо, возможную схему получения денег от Калугина – похищение и выкуп.
Мужики соглашаются не сразу – от речей «седого» несёт криминалом и непредсказуемостью. Рисковать будущим своим и семей – дело сложное. Правда у Седого нет никого и ничего, кроме непреодолимого желания попытаться восстановить справедливость, если не повышением своего статуса и достатка, то унижением и запугиванием ненавистного олигарха. Именно вопросы вселенской несправедливости волнуют Лёшу. Вот он и мужики, корячившиеся на производстве ради того, чтобы прокормить семьи, и вот олигарх, сливший завод и задерживающий зарплату. Возникает справедливый вопрос: где справедливость?
- Нет её, справедливости,– отвечает Калугин, как бы взяв на себя ответственность решать судьбы людей и отвечать на глобальные вопросы не только России, но и вообще.
То, что богатый и власть имущий, как говорится, рулит – символично. Этот факт в фильме не даёт многим покоя. Какова ситуация? Калугин – влиятельный человек, под которым полиция – тоже не очень приятный момент в сюжете. Однако личная охрана диктует условия, и отряд быстрого реагирования подчиняется.
Противостояние Седого и Калугина – это не просто борьба пролетария с богачом, это будто противостояние двух философских категорий. Лёша (Седой), кстати, тоже не так прост, и от его речей и поведения иногда коробит. Под соусом выкупа, наживы он ведёт свою борьбу, свою революцию. И об этом никого не предупредил.
- Седой, пора завязывать. Далеко зашло. У меня семья, дети – я ими рисковать не буду.
- Так это же твои дети,– говорит он в ответ.
Печально и правдиво, что всё же правда не одержала решающей победы. Несколько мужиков выжили – им позволили выйти из игры, поскольку они сами были обмануты Седым. Иные умерли в перестрелке.
В обёртке криминального триллера нам показали сложные жизненные явления. Кстати, роль судьбы здесь не последняя, и то, что деньги не решают абсолютно всего – тоже показано. Доказательство этому – хотя бы глава охраны Калугина – Туман, которому через полгода предстоит хоронить жену, обречённую скоро умереть из-за онкологии. Кстати, в конце Туман, терзаемый внутренними противоречиями от случившегося, идёт от завода по той самой пустой дороге, по которой в начале фильма к заводу шёл Седой.
Фильм снят как бы вне времени. Кто-то проводит аналогии с 90-ми – этому способствуют тёмно-серые тона повествования и антуражи завода, но по сути поставлена проблема, которая долго будет актуальна в России, и именно это наступает на хвост тем, кому нужна позитивная картинка и демонстрация положительной динамики. Потенциально одинаковые люди, даже со схожими профессиями, получают разные статусы и достаток – и это большая проблема.
«Завод» – это не шедевр отечественного кинематографа, но достаточно честный, интересный и круто снятый фильм. Он печалит и побуждает надеяться, что справедливость всё же есть, и её надо добиваться.