336 подписчиков

Философские дисциплины в школе

345 прочитали

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.

Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире. Даже если заменить философскими дисциплинами все другие предметы, мне думается, это принесло бы больше пользы для становления юного ума, сформировало понимание развития мыслительного процесса, а также показало ребенку бесчисленное количество альтернатив. Реальность же такова, что школьные предметы совершенно не развивают мышление и воображение, а сразу готовят детей к разным специальностям. В итоге ученики выбирают ту или иную специальность, при этом оставаясь полными кретинами во всем остальном. Именно поэтому, сталкиваясь с философией, а столкновение это неизбежно, потому что философия повсеместна, юные умы ныряют в первую же попавшуюся мировоззренческую лужу, самую поверхностную, самую необоснованную, но при этом презирают все другие философские учения, будто это лишь выдумки и пустые рассуждения в отличие от их личной мудрости, в которой в реальности не содержится ничего личного и ничего мудрого. Человек без философии безоружен против глупости».

Школьникам нужна философия, но они её полностью лишены. Философия – это фундамент любой сферы, это основание для осмысления любой области. Без философии нет науки, искусства и даже политики. Изучать математику, физику и тем более литературу без философского базиса так же глупо, как участвовать в регате без корабля или лодки. Люди, не знающие философии, не понимают историю мысли, её преемственность, не видят очевидные причины возникновения тех или иных культурных, исторических и, главное, интеллектуальных явлений.

Более того, философия – это не так уж и сложно, как может показаться. Как минимум, философию можно упростить до такого уровня, чтобы её понял даже школьник. В любом случае, полное отсутствие философии среди школьных дисциплин ведет к тотальной деградации населения как в общем смысле, так и в рамках их собственных специальностей. Чтобы стать хорошим физиком, мало вызубрить все формулы и теории. Основа физики – научная философия, философия метода, незнание которой ведет к полному непониманию этой науки и тотальной мистификации. За неимением адекватных философских объяснений, человек выдумывает свои, простейшие. И это губительно.

Теперь перейдем к рассмотрению предметов, которые было бы желательно включить в школьную программу.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-2

Основы мышления

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-3

Содержание. Под основами мышления я понимаю такие занятия, которые могли бы научить детей, или хотя бы некоторых из них, свободному созданию теорий на основании некоторых предпосылок. На этом занятии нужно поощрять любое продуктивное мышление. Вероятно, научить ему нельзя, но важно способствовать его развитию и мотивировать юных мыслителей, если таковые в классе имеются. Сама дисциплина не должна ничему учить в прямом смысле. Это не лекции и стандартные семинары. Эта дисциплина нужна для того, чтобы пробуждать в детях желание думать.

Важность. Обучение продуктивному мышлению необходимо для людей, которые желают называться мыслящими. Продуктивное мышление необходимо во многих сферах, начиная от литературы и заканчивая естественными науками. Противниками продуктивного мышления становятся люди, которые не понимают его фундаментальной важности для создания науки, культуры и общества в целом. Я считаю, что с помощью такой дисциплины можно было бы способствовать появлению новых крупных философов. И очень важно учить продуктивно мыслить с самого детства, если это вообще возможно, и уж точно необходимо не отбивать у детей привычку задавать новые вопросы и давать на них свои ответы. Именно такое мышление самостоятельное, а не извечная школьная и университетская зубрежка, когда у ученика не остается времени, собственно, на осмысление всего того, что он изучил.

Зачем нужно в школе? В школе сознание ребенка только формируется. Обыкновенно человек вследствие этого формирования остается без малейших признаков продуктивного мышления. Более того, современная система учит презирать продуктивное мышление и философию. Изучение философских дисциплин в университете не дает никаких плодов, потому что даже настроенные на учебу отличники не готовы адекватно её воспринять и в целом отрицательно относятся к тому, что противоречит догмам их религии, научной сферы или прочим убеждениям.

Что развивается? Продуктивное мышление.

Какие дисциплины связаны. Из этой дисциплины, которую не преподают даже на философских факультетах, вытекают все остальные философские дисциплины, а за ними и все дисциплины научные, искусство, культура, политика и т.д..

Что без этой дисциплины? Продуктивное мышление без подобных занятий так и будет оставаться презираемым, а люди, которые имели потенциал для мышления, в итоге так и останутся загнаны в свои границы.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-4

История философии

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-5

Содержание. История философии в школе должна давать детям обзор философских учений, начиная с древности и заканчивая современностью. Все следует преподавать в упрощенном виде. Впрочем, очень древнюю философию можно и не упрощать и даже усложнять и приукрашивать. «Все есть вода – говорил Фалес». И это можно сопроводить иллюстрацией, согласно которой все реально состоит из воды, включая самих людей. В философии много визуальных теорий, которые можно изобразить и которые с легкостью будут восприняты детьми. С другой стороны, есть теории абстрактные, которые вообразить трудно, а потому Канта и Гегеля для школьников придется упростить и оставить для углубленного изучения в университете.

Важность. Без истории философии люди не понимают историю преемственности мыслей. Для них наука возникла из ниоткуда в начале Нового времени или была всегда, но лишь в Новое время изменилась и стала прогрессивной. Люди не понимают ни истории становления религий, ни истории становления литературы, этики, эстетики и всего прочего без истории философии. Это нередко способствует тому, что они идеализируют свои сферы. Например, поэт, который не знает, что риторические фигуры систематизированы и доработаны философами софистами и Аристотелем, который, между прочем, создал и науку эстетики, нередко рассуждают о вечном характере поэзии, о её нетленности, силе и неоспоримой красоте. Знание истории философии наверняка не спасет от наивности и мистификаций, но даст каждому человеку обзор понятий, истории и попыток познания, которые были предприняты мыслителями прошлого. Более того, история философии дополняет и «Основы мышления».

Зачем нужно в школе? История философии показывает истоки наук, культур и религиозных учений. Изучать все это без философского контекста – значит изучать каждую сферу в отрыве от той реальности, в которой она формировалась, что неизменно приводит детей, а после уже и взрослых людей к очевидно неверному, т.е. поверхностному и наивному, понимаю тех сфер, которыми они занимаются.

Что развивается? Развивается реальное знание, которое может быть постигнуто человеком, а то есть знание о множестве человеческих мнений, о разнообразии в их доказательстве, о множестве методов и т.д. История философии – это предмет крайне полезный и необходимый для пропедевтики всего, что только можно себе представить.

Какие дисциплины связаны. С основным курсом истории философии связаны: математика, т.к. она прошла через учения Пифагора и Платона, что и сделало её столь популярной в нашей культуре, а также радикально повлияло на математический метод; физика, так как до начала Нового времени и даже некоторую часть Нового времени физика причислялась к философским дисциплинам и даже Ньютон все еще думал, что занимается натурфилософией; химия, так как она появилась из алхимии, которая, в свою очередь, впитала в себя ряд философских концептов, включая стихийную натурфилософию; и многие другие науки естественного, общественного и гуманитарного циклов.

Что без этой дисциплины? Непонимание основ собственной деятельности, мистификации, самообман.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-6

Вводный курс по логическим системам востока и запада, а также упрощенная теория аргументации

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-7

Содержание. Прежде всего, наравне с математикой в школе необходимо проходить и логику, которая является основанием для наших суждений. Математика не учит мыслить последовательно словами. Этому учит логика. Более того, важно показать, что логика существовала не одна. У нее были альтернативы. Для этого можно использовать индийскую и китайскую логики. Следует заметить, что доходить до чистых символов не стоит, но имеет смысл в раннем возрасте формировать одновременно логичность и многогранность. В дополнении к логикам следует учить детей аргументировать свою позицию хотя бы в простейшем виде. Я совершенно не понимаю, как образование все это время обходилось без этой совокупности предметов.

Важность. Говорить о пользе логики не имеет смысла. Все работы, так или иначе связанные с письмом, т.е. наука, искусствоведение, публицистика, журналистика, проза, поэзия – все это требует логики

Зачем нужно в школе? Студенты изучают логику довольно поздно, если вообще изучают. Это крайне губительно для мышления. Большинство не может воспринимать её, отделять аргументы и выводы, а также не допускать простейших ошибок в своих речах. Почему? Потому что логику начали преподавать им слишком поздно. Преподавали так, будто это не точная, сходная с математикой, наука, а литература, которую можно прочитать и забыть. Логики нужны для того, чтобы ими пользоваться. И учить пользоваться ими лучше с ранних лет. Ведь математике учат. Классу к восьмому в математике начинаются довольно сложные темы, которые никому в жизни, кроме будущих физиков и инженеров, не пригодятся. Странно, что детей учат высчитывать сложнейшие уравнения, которые им не нужны, вместо того, чтобы преподать уроки последовательного мышления.

Что развивается? Логичность. Собственно, я сам являюсь критиком формальной логики, но знать её необходимо, потому что это фундаментальная европейская система, которая используется умными людьми повсеместно. Тот, кто не владеет этой логикой, не может её считывать и не может считывать аргументы. То же с индийской и китайской логиками. Учить их как минимум стоит потому, что это расширяет наше восприятие и позволяет самим выстраивать выверенные рассуждения разного уровня сложности.

Какие дисциплины связаны. Логика, вся естественная наука, математика.

Что без этой дисциплины? Без этой дисциплины люди мыслят нелогично. Притом, большинство этого не понимает. Отсутствие последовательности и знания аргументационных приемов значительно снижает уровень дискуссии. Более того, человек, который не знает логику, не видит её, и это большая проблема.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-8

Этика

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-9

Содержание. Этика – история эстетических учений. Под эстетическими учениями понимаются учения о нравственности и морали, о добре, зле или их отсутствии.

Важность. Большинство людей живет в моноэтическом мире, в котором только их моральные убеждения они же считают правильными. Это очень ограничено. Незнание этики приводит к таким последствиям.

Зачем нужно в школе? Этические воззрения у детей формируются в раннем возрасте. Значительная часть из них остается неосмысленной людьми и за всю жизнь. Школьник должен иметь представление о всем спектре нравственных альтернатив, чтобы у него была возможность более свободно составить свою модель поведения и свой образ жизни. Преподавание этики через литературу – неочевидно, малодейственно и чаще всего догматично, потому что большинство писателей так или иначе склоняется к христианской этической модели, даже если они атеисты.

Что развивается? Понимание нравственности как феномена, а также её многогранность, противоречивость и сложность.

Какие дисциплины связаны. Литература, жизнь

Что без этой дисциплины? Без этой дисциплины невозможно понимание литературы. Например, Достоевский показывает в Раскольникове эгоиста штирнеровского типа. Ребенок, который читает «Преступление и наказание» не считывает этого. В общем-то, и многие филологи этого не видят. Также дети и взрослые редко видят, что Достоевский выстраивает конфликт между христианской и нехристианской этикой. Обычно для читателя это воспринимается как конфликт этики зла, т.е. эгоизма, и православия, т.е. великого альтруизма. На самом деле, все намного сложнее. Человек, знающий множество этических теорий, не будет так однозначно относиться к выводам писателей-моралистов, а потому они уже не смогут сделать ребенка своим бездумным фанатиком, а их высказывания будут вести к размышлению.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-10

Эстетика

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-11

Содержание. Эстетика – история эстетических учений. Под эстетическими учениями понимаются учения о прекрасном или ужасном.

Важность. Без эстетики невозможно понять литературу, музыку и прочие дисциплины, касающиеся вопросов прекрасного. Их дети нередко изучают в школе или на дополнительных кружках, ничего, при этом, не зная о прекрасном.

Зачем нужно в школе? Потому что именно в школьные годы активно формируются представления детей о прекрасном и, как следствие, их вкусы. Крайне не эффективно давать науку о вкусах уже юном возрасте. Изучать теории вкуса нужно с детства во всем их многообразии, пусть и упрощенно.

Что развивается? Понимание эстетических теорий и больший диапазон вкусов.

Какие дисциплины связаны. Литература, музыка, искусствоведение и т.д.

Что без этой дисциплины? Незнание эстетики ведет к неконтролируемому образованию случайных вкусов, которые в реальности ничего не стоят, но в действительности управляют поведением человека и его оценкой творчества окружающих.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-12

Аксиология

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-13

Содержание. Аксиология – философская дисциплина, посвященная понятию ценности.

Важность. Изучение ценностей необходимо для многосторонней личности. Человек, не знающий ценностей других, чаще всего переоценивает и свои ценности, а чужие принижает. Особенно актуален этот предмет в России, так как русские люди очень любят принижать ценности остальных и до предела восхвалять свои.

Зачем нужно в школе? Ряд ценностей формируется в детском возрасте, а вместе с ними и привычка к отторжению ценностей других.

Что развивается? Понимание ценностей других людей и развиваются собственные.

Какие дисциплины связаны. Литература.

Что без этой дисциплины? Тотальная неграмотность людей в отношении ценностей, что приводит к разного рода национализмам, нацизмам и прочим репрессионым явлениям в политике, обществе, науке и культуре.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-14

Вводный курс по философии науки

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-15

Содержание. Многие удивляются, когда узнают, что у науки есть своя философия, состоящая из общих положений научного метода, а также из ряда познавательных рекомендаций, научной этики и, главное, естественной установки.

Важность. Науки проходятся в школе. При этом ни дети, ни студенты, ни взрослые толком не понимают, чем занимаются ученые, как они думают, на что ориентируются. Сам я не являюсь большим фанатом научного познания и даже критикую его, но довольно сложно постоянно сталкиваться с незнанием основных положений научного метода среди сциентистов, т.е. людей которые заведомо любят науку, являются её ярыми сторонниками, и даже ученых. Говорить про остальные категории людей не приходится. Для них наука находится на уровне магии, в которой они ничего не понимают, а ученый видится своеобразной помесью мудрого Гендальфа и стильного телеведущего.

Зачем нужно в школе? Нельзя изучать науки, не разобравшись в их фундаменте. Школьная программа, можно сказать, начинает с середины, захватывая лишь одну фундаментальную часть естественных наук – математику. Не только на математике держится научный метод, но и на эмпиризме, о философии которого дети ничего не знают. Также они не знают о философии рационализма. В лучшем случае, на уроках детям показывают всевозможные методы частных наук.

Например, на химии происходит смешивание веществ. Но это не имеет никакого отношения к науке. С тем же успехом дети могли бы изучать алхимию, перемешивать вещества, называть их причудливыми названиями и мечтать отыскать философский камень. Разницы никакой нет для школьника. Для него что химия, что алхимия показались бы одним предметом, потому что ему не разъяснили подлинного отличия одного от другого в сфере методологии. Или, например, чем научная физика отличается физики Фалеса? Чем астрономия отличается от астрологии? Тем, что астрология – набор сказок? Это довольно поверхностная и неглубокая трактовка людей, которые мало знакомы с астрологией. Впрочем, я в нее тоже не верю. Но главное отличие между астрологией и астрономией заключается в методе. Для детей же что одно, что другое – в школе все преподается кусками в виде законсервированных догм.

Что развивается? Знание о фундаменте научного познания.

Какие дисциплины связаны. Все естественнонаучные дисциплины.

Что без этой дисциплины? Абсолютное непонимание научного фундамента и, как следствие, мистификации понятия науки, научного метода и образа ученого. Проблема в том, что даже многие научные сотрудники не совсем понимают, чем они занимаются. Вызубрив методику одной частной науки, они не видят картины в целом, что обедняет их научное мировоззрение. И это непонимание научного фундамента закладывается с детства.

  Процитирую свой афоризм: «Основы философии и простейшее изложение её истории должны преподаваться в школе. Это могло бы резко сократить количество идиотов в мире.-16

ВЫВОД

Отсутствие философских дисциплин в школе крайне губительно, так как без них дети формируются довольно ограниченными. Именно в детстве необходимо развивать мышление, его гибкость и показывать многогранность окружающего мира и подходов к его изучению. Обычно же философию дают студентам, когда все их возможности к творчеству и мышлению полностью стерты, а на их место поставлена та или иная частная доминанта. Такие люди чаще всего уверены в своей правоте и живут в своем изолированном мирке, будь он религиозным, научным или обывательским. И это при том, что при наличии знаний о философии, человек лучше понимает и религию, и науку, и культуру в целом. Всякий может извлечь из философии колоссальную пользу, если начнет изучать её вовремя, а также поймет, а не отмахнется от нее.

Кроме того, не нужно пугаться сложных философских терминов. Некоторые из них можно заменить, некоторые упростить, да и встречаются они далеко не у всех мыслителей. Также не нужно бояться сложных логических построений, так как в школьных занятиях можно обойтись и без них. Не нужно вычитывать всю аргументацию Канта или Гегеля. Достаточно лишь полно и просто указать на то, что они сделали для философии и что думали, сопроводив это рядом пояснительных комментариев.

Я серьезно думаю, что такой подход к образованию повысит уровень интеллекта людей даже если мы заменим вышеперечисленными дисциплинами всю школьную программу. Правда, о полной замене я никогда не говорил. Я бы порекомендовал урезать часы математике, литературе и сделать некоторые уроки дисциплинами по выбору, создав при этом в школах мощное философское ядро, вокруг которого и должно строиться реальное образование, направленное на развитие мыслительных способностей учеников и, как следствие, сфер их деятельности. Современное образование – скорее догматично и репродуктивно, чем продуктивно. И я говорю не только про Россию, но и про большую часть развитых стран. Здесь русские, возможно, даже проигрывают в догматичности.

Я скорее не верю в то, что научить продуктивному мышлению возможно. Именно поэтому главная задача образования – не мешать его возникновению, как это происходит сейчас, а также взращивать его примерами такого же продуктивного мышления, чтобы дети не стеснялись думать и задаваться вопросами. Такая школа не сделает каждого мыслителем, но привьет детям уважение к инакомыслящим, к мышлению, к чужим точкам зрения. Это важно для первых ступеней понимания.