К второй половине XIX века система военной подготовки казака, в том числе и в части владения шашкой, стала терять эффективность. Основной причиной был спад напряжения на границах Российской империи, которые охраняли казачьи полки: боевые навыки переставали требоваться и обучение малолеток стало вытесняться повседневными хозяйственными заботами. Как писал генерал-лейтенант И. Попко, "за небольшим исключением передовых станиц Кавказской линии, где военная тревога вносит еще военное развитие в домашнюю жизнь казачьего населения, надобно согласиться, что нынешний казак, хотя приходит на службу с конем и оружием, но без достаточного умения владеть и тем, и другим". Результат неприятно удивил Александра II, который, узнав, что донские полевые полки, срочно поднятые на подавление восстания в Польше в 1863 году, оказались небоеспособны, потребовал немедленно исправить положение. Нагоняй от Императора потряс казаков, и ситуацию начали срочно исправлять. Реформы коснулись и обучения казаков владению шашкой.
Устав для "конных полков казачьих войск", включавший в себя в том числе и приемы владения шашкой, был принят чуть раньше - в 1861 году. Он был разработан на базе армейского «Устава о строевой кавалерийской службе. Часть I. Школа рекрутская» 1843 года. Раздел, касающийся владения шашкой, хотя и назывался "рубка шашкой", но содержал стандартные приемы выполнения атак (ударом и уколом) и защит. В целом этот раздел был достаточно хорошо проработан, даже не смотря на отсутствие большой части приемов, рекомендуемых строевым уставом для регулярной кавалерии. При этом стремление упростить описание, чтобы облегчить обучаемым понимание упражнений, привело к созданию лаконичного, емкого и легко усваиваемого текста. Однако, как отмечал генерал-лейтенант И. Краснов, из-за крайней нехватки инструкторов (обучать малолеток "сабельным приемам" привлекали отставных унтер-офицеров и рядовых казаков Лейб-гвардии Казачьего полка) пользы от этого обучения было мало.
После 1863 года устав дополняют специальными инструкциями, которые разрабатывались в каждом казачьем войске и детализировали порядок обучения владению шашкой, формулируя цели, задачи, порядок обучения и проверки и систему награждения отличников. Так, в Уральском войске была разработана «Инструкция для одиночного образования казаков», которая отмечала: «Точно также следует казаков обучать колоть пикою и рубить шашкою, сначала на рыси, а потом на скаку, такое же чучело, которое должно стоять на земле, не утвержденное в ней совершенно наглухо, потому что удар должен быть по возможности силен, чтобы свалить человека с ног… При рубке саблею надобно проскакивать мимо чучелы, с правой или с левой стороны, как можно ближе, и ловко разсчитать удар, чтобы не промахнуться. Точно также можно производить рубку по клубку, поставленному на вершину чучелы, в человеческий рост и по лежачей чучеле. По достаточному усовершенствованию казаков в вышеисчисленных упражнениях против чучел, нужно делать те же упражнения на нескольких чучелах, разставленных по ломаной линии, в различных расстояниях и положениях. Кроме того, между чучелами должны быть расположены вышепомянутые искусственные преграды с тем, чтобы казак пустившись джигитовать, поразил каждую из чучел каким-либо оружием по очереди". В войске Донском для обучения обращению с холодным оружием молодых казаков, не бывших еще на службе, назначались в каждую станицу инструкторы из урядников и казаков, преимущественно из служивших в учебном полку, из расчета по инструктору в станицу, но не более 25 обучаемых на одного инструктора. За каждого хорошо обученного казака инструктору полагался рубль. Основная часть учебного времени при занятиях в станице выделялась на стрельбу, "смелую езду" и упражнения во владении холодным оружием пешком и на коне. На сборах - на стрельбу и владение оружием. Увеличивался и объем выделяемого на обучение времени.
Впрочем, если обучение рубке было более или менее налажено, с собственно фехтованием все было сложнее. Несмотря на то, что нормативные документы требовали от казака уметь фехтовать (именно фехтовать!) "присвоенным оружием", по словам В. Гладкова «в казачьих частях урядников фехтованию не обучали до 1891 г., т.е. до утверждения г. Военным Министром Инструкции для ведения в кавалерии занятий с разведчиками, - которая обязывает обучать фехтованию разведчиков казачьих частей". Для исполнения требований Инструкции в «Уставе строевой казачьей службы» 1899 года появился отдел, включавший как пешее фехтование, так и фехтование конное вплоть до вольного боя. С этого момента процесс по обучению казака владению шашкой был организован в полной мере.
Эффективность обучения была подтверждена Первой Мировой войной. Так, например, любопытное фехтовальный поединок казачьей шашки с австрийским палашом, случившийся в 1914 году, описывал Л. Саянский: "Вчера в такой же атаке мне пришлось столкнуться с ихним офицером. У него был узкий, но длинный палаш. У меня казачья шашка без гарды. Я инстинктивным движением натренированной на "защитах" руки отвел удар и нанес свой. Минуты две мы дрались как в манеже на состязании, чутко и по звериному ловко и осторожно... На десятом ударе мне удалось ткнуть его концом шашки в правый висок и больше я его не видел...".
О том, как рубили шашкой в XIX веке, вы можете прочитать здесь.
О том, как фехтовали шашкой в казачьих частях, вы можете прочитать здесь.
Мы продолжим публикации материалов об истории фехтования. Подписывайтесь на канал "Историческое оружиеведение", следите за публикациями, делитесь интересными статьями, ставьте лайки, комментируйте и задавайте вопросы. Это поможет развивать канал!