На станции метро Первомайская, куда мы переехали из Подмосковья, кроме новостроек были дома сталинской застройки. Я такие видела впервые. В этих домах лифтовые шахты были снаружи. Идя по улице, можно было видеть, как едет лифт.
Изначально лифты в пятиэтажных домах сталинской застройки предусмотрены не были. Считалось, что дойти на пятый этаж по лестнице может каждый и лифты проектировались только в домах 9 этажей и выше. Поэтому стеклянные лифтовые шахты пристраивались уже в шестидесятых.
Особо примечательным был дом, мимо которого я ходила каждый день в школу до 4 класса. Это была кирпичная пятиэтажка 1955 года постройки, выполненная в стиле позднего сталинского ампира. Больше всего мне нравилась башенка на крыше , и, конечно, лифты снаружи дома.
В этом доме жила моя одноклассница и мне посчастливилось покататься на этом лифте:) Дверь в нем нужно было закрывать самостоятельно, а останавливался он между этажами.
В наше время, кстати, тоже есть приверженцы лифтовых шахт снаружи дома. Например, генеральный директор компании "Жилтехстрой" Виктор Тартаковский. Его компания проводила в Челябинске уникальный эксперимент, пристраивая к трех-четырехэтажным домам еще два-три уровня. Все бы хорошо, да лифтов в доме не было. Если обычные жильцы как-то справлялись, то Тартаковский, построивший себе двухэтажную квартиру в одном из таких домов, ходить пешком не собирался. Поэтому соорудил себе индивидуальный лифт.
Войти в кабину можно было с подземного паркинга и, по плану, по переходу между шахтой и домом попасть сразу в квартиру.
Строительство частного лифта было согласовано с бывшим мэром Челябинска. Все шло хорошо, пока Тартаковский не построил башню шахты лифта. Жители нижних этажей решили, что она загораживает им свет, и подали на гендиректора в суд, который успешно выиграли. Судья вынес постановление - "башню снести". Но Тартаковский подал апелляцию и областной суд приговор изменил, с чем не согласились уже жильцы. Недостроенный лифт так и стоит, а разбирательство так и длится с самых девяностых. Сейчас шахта лифта - достопримечательность города Челябинска и памятник самострою.