Найти тему
Libertà

ЗАЧЕМ ГЕРАСИМОВУ БЫЛА НУЖНА 1 СЕРИЯ ФИЛЬМА «ЖУРНАЛИСТ»

с youtube.com
с youtube.com

1967г. режиссер С. Герасимов. Герой фильма Юрий Алябьев работает в одной из центральных московских газет обычным корреспондентом. Неожиданно его отправляют в загранкомандировку, и не куда-нибудь, а в Париж.

Первая нестыковка: поехать в такую командировку мог только человек, отработавший в международном отделе не один год, специально подготовленный, проверенный и обученный. Международниками становились по протекции или по выдающимся способностям и только после серьезной проверки.

Хорошо, допустим, что герой, которого сыграл актер Юрий Васильев, так прекрасно работал с письмами трудящихся, что был замечен и получил немыслимое по тем временам повышение.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Перед командировкой его не проверяют бдительные органы, что тоже весьма странно. Вместо этого наш Юрий едет на Урал по письму некой Аникиной. Великолепный отрицательный персонаж в исполнении актрисы Н. Федосовой вызывает у меня отвращение. Просто нежить какая-то, ничего человеческого, запомнилась на всю жизнь.

Приезжает Юрий Алябьев в город, где и остановиться негде (представителю столичной прессы!), селится поэтому у самой Аникиной. Наблюдает отвратительную сущность этого недочеловека во всей красе.

В фильме впервые появляется героиня актрисы В. Теличкиной – Валя, меланхоличная девушка, начинавшая работу в малотиражке.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Теличкиной так удалась роль второго плана, что Герасимов взял ее в том же образе в фильм «У озера». И сам режиссер, и Тамара Макарова тоже снялись в фильме. Вообще, состав актеров настолько звездный, что даже неправдоподобный сюжет можно пересматривать с огромным удовольствием из-за прекрасной игры актеров: В. Шукшин, Л. Овчинникова, С. Никоненко, Г. Польских.

Вернемся к сюжету. В небольшом уральском городе Юрий встречает свою любовь в лице штамповщицы местного завода Шуры Окаемовой (Галина Польских). Шура живет по соседству с Аникиной и становится одним из объектов ее любопытства.

Любовь должна быть, и есть на самом деле выше чьих то взглядов и упреков. Галине Польских все удалось, ее героиня отнюдь не охотница за столичными красавцами. Она комсомолка, участница самодеятельности, красивая девушка, наконец. Режиссер удачно сконструировал типаж того времени. Алябьев забывает свою расчетливую столичную подругу (Ж. Болотова). Все мысли только о Шурочке и о работе, разумеется.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Свидетелем невинного объяснения Шуры и Юрия становится все та же Аникина, которая тут же строчит новое письмо в комсомольскую организацию, на работу Шурочке и уж наверное не забыла черкнуть в редакцию об аморальном поведении Юрия.

В чем неправдоподобность? Письмо Аникиной должно было стать концом карьеры Юрия Алябьева. Но, по сюжету фильма, о письме в Москве никто не говорит больше. Бабка втоптала в грязь Шурочку, но пожалела Юрия, которого сразу невзлюбила?

Вопреки всем неписаным законам того времени Юрий отправляется в Париж. Встречи с актерами и певицами, дружеское общение с американским журналистом, прогулки с его подругой.

фото из открытого источника
фото из открытого источника

Словом – полная свобода, в том числе и финансовая. Хотя, командировочных должно было хватить лишь на кофе. Какие загородные поездки и за чей счет жил Юрий за границей? Ответ знал только режиссер фильма, уважаемый Сергей Герасимов. Юрий же работает и развлекается, продолжая мечтать о Шурочке.

Мало того, вернувшись в Москву, он опять едет в командировку на Урал. Почти фантастика, даже для того времени. Да кто же тебя, милый, пустит? Тебе теперь в другом отделе трудиться надо. Впрочем, глядя фильм и в 80 годы, я всему верила, но все же история Золушки вызывала недоумение.

Ее после очередной клеветы решением комсомольского собрания лишают жилплощади и отправляют жить в общежитие! Очевидная нестыковка ради того, чтобы показать чистоту и принципиальность советской девушки. Создалось впечатление, что режиссер не слишком задумывался о правдоподобии сюжета фильма и превратил любовь в карнавал. Когда это решением собрания можно было лишить человека дома? Разве, что во времена раскулачивания.

Любовь, естественно, все победила. Униженную в очередной раз Золушку спасает Принц, делает ей предложение и увозит в столицу.

Зачем уважаемому режиссеру, мэтру Сергею Герасимову понадобилась эта мало похожая на жизнь история? Он сам объясняет очень красиво: «Фильм об умении разбираться в людях, чувствовать свою ответственность за все, что происходит вокруг, о своем долге перед обществом, перед самим собой". Набор слов.

Мне же видится, что режиссер нашел очень удачный повод для поездки в Париж, разумеется, с супругой не на 3 дня и не за свой счет.

Первая серия фильма была нужна для правдоподобия второй.

Помните, как в фильме «Москва слезам не верит», героиня В. Алентовой говорит : «У них свои женщины». Она права, у них действительно свои женщины, их круга. Поэтому история любви обычного журналиста и штамповщицы выглядела бы более правдоподобно.

Очень обидно, что красивая романтичная история о большом чувстве превратилась в сказку. Зачем было прилеплять нелепую загранкомандировку? Без этого фильм был бы более правдивым.

Совсем упустила из виду – таков гениальный замысел режиссера. Да и Париж посмотреть хотелось, действительно, красивый город. Тут я не спорю.

фото автора
фото автора