Обожаю ходить к нашим лисам на кормление. Во-первых, они заняты едой и совсем не обращают на меня внимание. Во-вторых, как приятно наблюдать за кормлением тех, кого мы не разводим для наживы, а спасли и теперь заботимся, чтобы они счастливо жили.
Выдача еды для пушных зверей происходит практически всегда перед заходом солнца — они ночные жители и выходят в естественной среде обитания поохотиться в темное время суток. Мы учитываем это и стараемся соблюдать их режим. Сбои бывают из-за непогоды — если вечером льёт, то лисы сидят по будкам и норам, которые активно сейчас выкапывают, и кормление переносится на утро.
Как правило, еду мы оставляем сразу на два дня — это очень естественно. В природе хищники охотятся, но не съедают все сразу: часть они складывают в тайничок, а потом возвращаются к нему и доедают. Мы наблюдаем такое поведение во всей красе — по выгулу там и сям есть мелкие ямки, в которые лисы утаскивают свои запаски и заботливо закапывают их, используя нос. Лисы могут выкопать ямку под такую нычку, держа мясо в зубах, и делают это очень быстро. Затем укладывают кусок поглубже и набрасывают землю именно мордой, не лапами. Когда земля полностью закрывает заначку, то звери утрамбовывают ее очень смешными движениями, как бы приплюскивая носом. Так поступают лисы и песцы, а вот за енотовидными собаками не наблюдается запасливого поведения (впрочем, собаки енотовидные не великого ума, так что мы и не ждём).
Всех наших пушных зверей кормит мой муж Дима, а значит Псиномать может спокойно наблюдать за процессом с фотоаппаратом наперевес прямо в эпицентре событий. Фотографировать этот процесс — сплошное удовольствие, потому как без еды лисы любят ходить за мной по пятам с очень деловыми лицами, а это что-то да значит. Например, их желание поиграть с моей одеждой или обувью, а может — и ногами. Игры у лис с людьми специфические, в основном вредительские: они могут подкрасться, сделать выпад, цапнуть за штанину, отскочить, поржать посмотреть реакцию и, если им все понравится — повторить действие. Хорошо еще, когда в единственном числе, но ведь на свободной территории они вечно теперь стайками преследуют.
В общем, когда наступает вечерний час кормления, я чувствую себя максимально защищенной от лисьих посягательств и часто фотографирую их.
Когда Дима приходит с кормовыми баками, он издает особые цыкающие звуки, которые невозможно изобразить при помощи текста. «Общаюсь, как умею», — говорит он, но лисы прекрасно понимают его акцент. Они вылезают из будок и нор, спрыгивают со своих турникетов и слетаются в одну подлаивающую стаю — лисицы коротко тяфкают от нетерпения, когда дело доходит до раздачи еды. Похватав первые куски, они разбегаются, кто куда, и у мужа есть возможность спокойно разложить им вкусностей по видным и удобным местам.
А вкусностей у лис целый шведский стол: в рацион входит мясо баранины и говядины, субпродукты (особенно печень, почки и сердце), обязательно птица (курица, перепела), рыба лососевых пород (обычно зимой, летом с рыбьими оптовыми поставками бывают перебои). Рацион уже итак богатый и разнообразный, но по осени будем им еще яблоки предлагать, полезно же!