Найти тему
6000 миль до Голливуда

Толкин

Оглавление

(Tolkien, 2019, США)

А знаете ли вы, кто сыграл здесь молодого Джона Рональда Руэла Толкина?  Ну вот, теперь знаете - Николас Холт. Как говорится, "Запомните меня! - Мы запомним тебя! Запомним!".
А знаете ли вы, кто сыграл здесь молодого Джона Рональда Руэла Толкина? Ну вот, теперь знаете - Николас Холт. Как говорится, "Запомните меня! - Мы запомним тебя! Запомним!".

Чёрт бы знал, каким надеялись увидеть своего легендарного дедушку в этом кино ныне живущие родственники Джона Р. Р. Толкина, но что-то сильно он им здесь не понравился. Не настолько сильно, чтобы всерьез оскорбиться и впендюрить создателям "Толкина" судебный иск, но своё официальное обращение к народу наследники озвучили. Где в частности сообщили, что "Ты не пройдёшь!" в съемках этой ленты они участие не принимали, что считают её надуманной и недостоверной. А также, что вообще они против использования Профессора в качестве героя любого художественного произведения, даже биографического и снятого при всем к нему уважении.
Короче говоря, режиссёр Карукоски угодил в довольно неловкую ситуацию, ладно хоть без юридических наездов и фанатских пикетов под его окнами.

Пацанский пикничок в этом ихнем Кембридже ну почти как в России. Только у нас бы рядом ещё мангальчик дымился, а вместо термоса стояли бы полторашки с пивом.
Пацанский пикничок в этом ихнем Кембридже ну почти как в России. Только у нас бы рядом ещё мангальчик дымился, а вместо термоса стояли бы полторашки с пивом.

А между тем трудно представить себе более уважительную картину по отношению к Профессору и легионам его поклонников. В которые я, честно говоря, не вхожу по причине нелюбви к "высокому фэнтези", но всё равно, в упор не наблюдаю в "Толкине" чего-либо обидного или провокационного. Разве что однажды 21-летний Джон Р. Р. наклюкался в зюзю виски - разумеется, по архиуважительной причине! - и немножечко поорал под окнами Оксфорда на придуманном им эльфийском языке. И то, какая же это провокация? Наоборот, естественная человеческая реакция, делающая персонаж живым и эмоциональным. Или что, наследникам Профессора хочется, чтобы мы воспринимали его унылым святошей, который ни разу в жизни даже с похмелья не болел?

Поклонников Толкина в "Толкине" уважили и вовсе дважды. Во-первых, рассказали о его молодых (и немножечко зрелых) годах довольно обстоятельно и самым красивым киноязыком из всех возможных. А, во-вторых, понаделали столько аллюзий к ещё не написанным тогда Джоном Р. Р., его главным произведениям, что если вы вдруг с ними не знакомы, то не поймете смысла множества здешних сцен. И, наоборот, если знакомы, то будете охотно расшифровывать эти намеки на то, откуда, по версии авторов фильма, Толкин черпал идеи и аналогии для своих книг.

Даже болезнь, из-за которой Толкин был отправлен с фронта в тыл, в фильме называют максимально корректно и художественно: волынская лихорадка. И не уточняют, каким образом ею заражаются, дабы не портить романтичность сюжета.
Даже болезнь, из-за которой Толкин был отправлен с фронта в тыл, в фильме называют максимально корректно и художественно: волынская лихорадка. И не уточняют, каким образом ею заражаются, дабы не портить романтичность сюжета.

Последнее, очевидно, тоже не понравилось толкиновским наследникам, решившим, что чрезмерной игрой фэнтезийными образами - грёзами героя, призраками, что мерещатся ему во время болезни, иными художественными допущениями, - Карукоски вторгается в некое интимное пространство Толкина. Туда, куда ему путь явно закрыт, будь он хоть трижды фанатом Средиземья. А ведь он не только вторгается, но и делает на основе этих допущений смысловые выводы, наверняка не те, которые были бы приятны наследникам.

С другой стороны, а какого хрена? а почему поклонники Профессора и остальные зрители картины вообще должны брать на веру заявления людей из его семейного круга, по сей день живущих в лучах его славы и зарабатывающих на его культе нехилые преференции?
Кто сказал, что "официальная версия" их дедушки правдива и не отредактирована ими в удобную для них сторону? Так или иначе, но объективной она тоже явно не может считаться. А, стало быть, и киноистория Карукоски имеет право на существование, тем более, что снята она весьма профессионально и разыграна замечательной актерской труппой.

Да, безусловно, на глюки здешнего юного Толкина оказал пагубное влияние Питер Джексон. Только вот куда ж теперь деваться, ведь лучшую экранизацию этих глюков покамест никто не снял.
Да, безусловно, на глюки здешнего юного Толкина оказал пагубное влияние Питер Джексон. Только вот куда ж теперь деваться, ведь лучшую экранизацию этих глюков покамест никто не снял.

***

В общем, что бы там ни бухтели в микрофоны наследники Толкина на пресс-конференциях, на их сторону в этом... нет, не конфликте, скорее, всё же в разногласии, я вставать не намерен. "Толкин" - очень даже симпатичное кино, радующее не слишком размашистой, но интересной историей, а также "мильоном" эффектных отсылок к культовым романам Джона Р. Р.. И даже некоторый мелодраматизм описываемых тут событий не портит благоприятное впечатление от фильма, который, учитывая масштабы личности Профессора, уже давно пора было снять.

Трейлер фильма: