Найти в Дзене
Рецензент

История о голливудских сектантах от Квентина Тарантино

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»
Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

8 августа в широкий российский прокат выходит девятый фильм Квентина Тарантино «Однажды в… Голливуде». «Кино-Панк» рассуждает, почему это запоминающееся кино об изнанке классической американской киноиндустрии можно назвать самым зрелым, но нельзя – самым лучшим фильмом мастера.

«Однажды в Голливуде» - многогранная новелла с несколькими героями, проживающими на холмах. Точкой отправления считается история четы Полански: в 1969-м году молодую актрису и жену режиссера «Ребенка Розмари» убивают члены преступной коммуны. Действие фильма начинается за несколько дней до кровавого происшествия в соседнем доме, где проживает актер вестернов Рик Далтон, чья карьера уже летит в закат. Ошибочно полагать, что Тарантино, взяв за основу сектантское убийство, выдаст, как итог, невероятный боевик. Его новая работа – это совершенно другой режиссерский подход с красивым вялотекущим повествованием об актерской жизни в незапамятные времена, когда в Италии стали делать свои вестерны.

Шерон Тейт (фотография 1969 года)
Шерон Тейт (фотография 1969 года)

Шерон Тейт уделено лишь несколько сцен в фильме, в то время, как большую часть ленты зритель наблюдает за дружбой того самого Рика и его каскадера, знаменитого тем, «что он убил свою жену и ему ничего за это не было». Рик (Леонардо ДиКаприо) ностальгирует по тем временам, когда он был кем-то, запивая свое горе виски. Теперь он снимается в сериалах, в которых ему все время достается роль побежденного злодея. Вечерами он и его друг каскадер Клифф усаживаются поудобнее перед телевизором и смотрят старые картины Рика, где он лихо выпрыгивает из грузовика и с первых выстрелов убивает негодяев. Тарантино не раз прибегает к такому ходу, как «фильм в фильме». Голливудская история то и дело прерывается «высокохудожественными» кадрами из картин с Риком Далтоном, которые, безусловно, привносят свою изюминку и напоминают, насколько сильно Тарантино чувствует старое кино, насколько глубоко разбирается в творчестве Серджио Леоне, Сэма Пекинпа, Нормана Джуисона.

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»
Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

В один из дней Рик вновь отправляется на съемочную площадку, где ему предстоит роль плохого парня. В ожидании съемок он читает книгу о старом ковбое, который уже не тот, что был раньше. Он пересказывает эту книгу маленькой девочке и со слезами говорит ей: «Я не ожидал, что книга настолько глубока». В этом и оказывается вся суть Голливуда – звезда рождается, но быстро угасает, вероятно, именно для раскрытия этой мысли Тарантино выбрал 1969 год – время, когда «падение» старых звезд достигло апогея. Говоря образно, американский кинематограф 1960-х похож на кинематограф 1970-х также, как молодежный Ford Mustang на семейный Ford Taurus.

Фрагмент из фильма «Однажды в… Голливуде»
Фрагмент из фильма «Однажды в… Голливуде»

Впрочем, если Рик крайне расстроен сложившейся ситуацией, то его друг Клифф, который вот уже многие годы не работал каскадером и который живет где-то на отшибе в трейлере, кажется, вполне всем доволен. Выбрав Брэда Питта на роль Клиффа, Тарантино попал в самую цель. Питту куда больше даются роли простоватых парней, как, например, в «После прочтения сжечь».

Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»
Кадр из фильма «Однажды в… Голливуде»

Тарантино наполняет атмосферу Калифорнии повсюду слоняющимися хиппи, которых мало кто любит, вводит в кадр Брюса Ли и даже вставляет сцену «схватки» с его участием, но Тарантино был бы не Тарантино, если бы не финальные, кульминационные кадры фильма, лихо разбавляющие практически трехчасовой медленный поток жизни актеров.

«Однажды в Голливуде» - это не лучшая картина именитого режиссера, как могут восклицать некоторые весьма впечатлительные зрители, это картина режиссера, который просто достиг определенного опыта, поэтому может творить с кадрами все что угодно – а выйдет, так или иначе, достойное произведение.