И если лето уже и не собирается заглянуть в мегаполис, то пора озаботиться билетами навстречу солнцу и теплу. А залогом удачного отпуска всегда был верный выбор обуви, ведь именно от нее зависят фасоны и пропорции остального содержимого чемодана.
Балетки – классические и складные
Балетки уже давно считаются базовыми и самыми удобными туфлями в женском гардеробе, даже несмотря на то, что они всего лишь модификация пуантов – самой беспощадной обуви, начиная с 30-х годов XIX века деформирующей ступни и заставляющей испытывать нестерпимые боли. У модниц всего мира балетки ассоциируются в первую очередь с кадрами фильма «Забавная мордашка», где в 1957 году Одри Хепберн появляется на экране в балетках от Сальваторе Феррагамо.
Сама же актриса долго спорила с режиссером Стэнли Доненом о том, что это неудачный выбор обуви и в туфлях, лишенных каблуков, ее ступни будут казаться слишком большими. Но после того, как Хепберн увидела эти кадры, она и в жизни отдала предпочтение балеткам. Для широкой публики она стала законодательницей моды наряду с Бриджит Бардо, которая сама занималась балетом и выбирала балетки от Repetto, компании, прежде производившей пуанты.
Но впервые, еще почти за десятилетие до этого, настоящую популярность эти танцевальные в прошлом туфли снискали у битников, для которых они стали воплощением свободы и избавлением от социальных предписаний поколения их родителей. В них сбегали из дома и отправлялись в дорогу читательницы Джека Керуака, в них страстно декламировали «Вопль» Алана Гинсберга, в них обращались в феминизм фанатки Симоны де Бовуар, в них предавались экзистенциональным думам поклонницы Жан-Поля Сартра. А пропав с улиц почти на два десятилетия, балетки навсегда вернулись в моду благодаря принцессе Диане, она предпочитала марку Jane Winkworth. Именно ее поддержка позволила переродиться JW из компании, торговавшей по каталогу в признанный бренд с ассортиментом, превышающим 500 вариантов моделей. Сегодня их балетки носят Кейт Мосс, Сиенна Миллер и Мадонна с момента ее переезда в Британию.
Складные балетки – явление относительно новое. Их создательница, француженка Кристин Наткин, вовсе не модный дизайнер в поисках нового продукта, а успешная бизнесвумен, чьи будни проходили в бесконечных командировках и на деловых встречах. Носить с собой повсюду пакет со сменной обувью или даже просто большую сумку не представлялось возможным по строгому деловому этикету, и тогда она с изяществом решила эту проблему, просто «сложив» привычные балетки пополам, шел 2010 год. Название Bagllerina она также составила из двух частей: из слов сумка (bag) + балетки (ballerina). Основная модель бренда как две капли воды похожа на классические балетки и также оснащена маленьким бантиком из кожаного шнурка.
Сам же этот элемент изначально декоративным не был, а носил функциональный характер. Для лучшего крепления на ноге балетки по окружности затягивались на шнурок и завязывались на бантик. Кроме того, мягкую структуру имеют балетки, выполненные из резины и называемые в народе мыльницами, самый успешный их производитель бразильская компания Melissa ежесезонно выпускает множество новых версий.
Мюли и бабуши
Мюли и бабуши, подобно слиперам, имеют в своей родословной тапочки, причем это не общий родственник, а домашняя обувь разных регионов и времен. Но если слиперы раз и навсегда покинули уют респектабельного дома, то мюли периодически возвращаются в родные будуары, а бабуши, придя с улицы домой, потом обратно ушли погулять вот уже несколько раз. Генеалогию этой обуви без пятки, с длинным носом и глубоким V-образным «декольте» проследить не так-то просто, разные ее поколения служили различным целям.
Изначально бабуши были самой распространенной унисексной уличной обувью в странах Северной Африки, особенно в Марокко, где и по сей день производится их самое большое количество как для внутреннего рынка, так и на экспорт. В период Средневековья эти сафьяновые туфли переселились на другой континент, чтобы надолго стать домашними тапками для жителей европейских стран. Причем носили их не на босу ногу, а непременно с чулками. Первый модный бум бабуши пережили в 1970-х годах, когда на фоне тяги ко всему восточному, на них обратили внимание хиппи и в конце концов, сняв костюмы и строгие туфли, в них переобулась и «Ливерпульская четверка». Но страсти поулеглись, бунтарский дух сошел на нет и в новом агрессивном десятилетии деловитые яппи надолго закинули бабуши под кровать. Вновь сафьяновые туфли вышли из затворничества не так давно, всего лишь несколько сезонов назад, надолго ли?
Мюли представляют собой туфли на каблуке без задника. В Древнем Риме их предки служили церемониальной обувью, а одомашнены они были в XVIII, став неотъемлемой частью соблазнительного наряда Мадам де Помпадур. В своем роскошном будуаре Версальского дворца она облачалась в дезабилье и обувалась в мюли в ожидании своего любовника Людовика XV. Интересно, что классический для этой обуви каблук получил свое название в честь предыдущего Людовика – короля-солнце. Из-за низкого роста монарха обувщик Николя Лестаж предложил ему встать на каблуки, а из-за излишнего веса короля конструкция каблука была чуть расширена книзу. А в XX веке форма каблука «Людовик» благодаря своей устойчивости была перенесена на танцевальные туфли и уверенно отплясала всю эпоху джаза. Уже к 1930-м годам мюли появляются чуть ли не во всех откровенных по тем временам сценах голливудских постановок. А после Второй Мировой войны они обрели высокий каблук и стали доступны в качестве уличной обуви всем девушкам, а не только соблазнительным pin-up girls. Но уже в 1950-х юное поколение тинейджеров с пренебрежением скинуло неудобные туфли, обвинив их в излишне открытой сексуальности и признав антифеминистскими. В 1992 году в современную моду их вернул Маноло Бланик, но активистки борьбы за права женщин высказались и на этот раз: «Это не обувь. Это политический заговор. Кроме будуара в них нигде нельзя появляться». Сегодня этот фасон одинаково удачно как выходит в свет, так и отсиживается дома.
Ортопедички и биркенштоки
Вопреки убеждениям поколения хипстеров, ни биркенштоками едиными богат выбор ортопедической обуви для повседневного ношения. Дедовские шлепанцы с ортопедической подошвой и не менее уродливым верхом других брендов производят не меньший фурор. В конце XIX века, когда еще совсем юный продавец обуви Уильям Матиас Шолл, наслушавшись жалоб о болях, тяжести и дискомфорте в ногах от своих клиентов, поступил в медицинскую школу по изучению строения стопы и ее лечения. И вскоре смог построить головокружительную карьеру в подиатрии (раздел медицины, включающий в себя ортопедию), запатентовав множество революционных новшеств, а его сын Вильям стал создателем удобной обуви. На российском рынке мы знаем бренд Scholl только как производителя роликовых пилок для ног, компрессионных чулок и ортопедических стелек. Сандалии Dr. Scholl's появились в далеком 1958 году, они были американской адаптацией немецких деревянных башмаков, увиденных Вильямом Шолем во время войны, а верх был выполнен в виде кожаного ремешка с регулируемой пряжкой. Несмотря на внешнюю непрезентабельность, а обувь эта эстетических целей и вовсе не преследовала, скупать эту модель кинулись, когда сандалии были замечены на ногах Твигги и Джин Шримптон. Так, модная прихоть победила пропаганду здоровья ног.
Анна Калсо – второе знаковое имя в истории ортопедичек. Пребывая в Бразилии энвайронменталистку практикующую йогу восхитила идеальная осанка местных жителей, искать рецепт здоровья спины она отправилась на пляж, где внимательно изучала отпечатки ног на песке. Результатом столь оригинального подхода и невероятной наблюдательности стало появление Kalso shoes. Но самой важной вехой, положившей начало многомиллионной империи стало открытие фирменного магазина в апреле 1970 года, в те дни на волне начала экологического движения был учрежден День Земли. И чтобы привлечь в свой магазин толпы хиппи, вышедших на улицы, обувь срочно была переименована в Earth shoes, такой хитрый маркетинговый ход мгновенно привел к бешеному спросу, превысившему предложение. Но уже к 1977 году мода на натуральность и экологичность сошла на нет, уступив место хищным 1980-м, тренд на социально сознательное потребление и винтаж вернулся не так давно и в 2001 году Earth shoes вновь поступили в продажу.
Но вернемся к нашим биркенштокам. Birkenstock действительно является старейшей компанией, производящей ортопедическую обувь, но если сама история фирмы стартовала в 1774 году, то выпуск шлепок на удобной подошве она начала в то же время, что и конкуренты. Наибольшее влияние на судьбу предприятия в XX веке оказало то, что во время Первой мировой войны компания стала уполномоченным производителем обуви для раненых солдат в ортопедической секции военного госпиталя во Франкфурте, что поспособствовало изучению стоп. Биркеншток разработал собственную систему лечения, которую приняли ведущие медики всего мира в качестве руководства по ортопедии. В 1947 году Карл Биркеншток издал популярную и по сей день книгу «Ортопедическая система Birkenstock». Модель, ставшая впоследствии классическими биркенштоками появилась в 1960-х годах и в отличие от других ортопедичек была оснащена двумя ремешками, обувь предлагали исключительно в лечебных целях и выдавали на spa-курортах и в грязевых лечебницах Германии. Широкая аудитория так и не оценила бы биркенштоки в повседневной жизни, если бы не предприимчивая американка, решившая продвигать их в США. Ее расчет был таков, что эта обувь понравится не тем, кто гонится за модой, а тем, кто ценит здоровый образ жизни и расслабленный стиль одежды. Так и произошло, вначале все экологисты и социально ответственные студенты из окрестностей переобулись в удобные шлепки, а дальше все растущая аудитория, придерживающаяся общей идеологии, получила название «народ в биркенштоках». А к 2000-м годам вместе с новой волной энвайронментализма биркенштоки дошагали и до нас.