Найти тему
Дмитрий Март

Юрий Поляков: "Власти сегодня наплевать на то, что пишут писатели!»

Оглавление
Эти слова известный ещё с советских времен писатель произнёс в ходе презентации в Москве своей новой книги «Честное комсомольское». Название говорящее, поскольку в издании собраны интервью почти за четверть века, которые были даны журналистам «Комсомольской правды» Любови Моисеевой и Александру Гамову, начиная ещё с далекого 1995 года.

Вот почему на обложке три фамилии. Одна большая и две маленьких. А предисловие написал главный редактор «Комсомолки» Владимир Сунгоркин. «Лауреат премии имени Ленинского комсомола», - так он подписался.

«Годы идут, а Юрий Поляков остаётся по-прежнему конфликтным, ярким, востребованным и не боящимся говорить всю правду. Нашу правду...» - отметил главред одной из самых популярных газет на территории бывшего Советского Союза.

Юрий Поляков, как считают его коллеги, не боится говорить правду
Юрий Поляков, как считают его коллеги, не боится говорить правду

Без изъятий и урезаний

- Идея издать именно такой сборник возникла у меня случайно, - рассказал Юрий Поляков. - Когда я вычитывал очередной материал для «Комсомольской правды», то вдруг понял, что моих интервью набирается на целую книгу.

Первая наша беседа была посвящена моему роману «Козлёнок в молоке». А последнее интервью, попавшее в книгу, вышло в связи с кончиной Станислава Говорухина.

Если полистать, то видно, что эти беседы действительно отражают жизнь нашей страны, литературы, культуры, политики почти за целую четверть века.

Всё сжимается

Я считаю, что это редкий случай такого издания. Причём речь идёт не о том, что вышло в газете. Представлены наиболее полные версии интервью, без всяких изъятий и урезаний.

Потому что на страницах бумажной «Комсомолки», а также на её сайте всё, естественно, сжимается и сокращается. Причем порой довольно-таки сильно.

Интервью почти за четверть века. И это только одной газете
Интервью почти за четверть века. И это только одной газете

Дело не в самоцензуре

- Говорят, вы сильно правите свои интервью, когда вам их присылают на согласование. Занимаетесь самоцензурой?

- Не в этом дело. Да, я в обязательном порядке всегда прошу интервью на авторизацию, как я это называю. И, действительно, текст обычно довольно сильно правлю. Делаю это по двум причинам.

Во-первых, потому, что при редактировании более точно формулируешь свои мысли. Ведь устная речь не такая обязательная. Ты как бы описываешь, а не вникаешь.

Когда есть возможность что-то исправить, то можно уточнить какие-то моменты, которые ты, может быть, высказал слишком описательно. В ходе правки всегда можно убрать лишнюю «воду».

Кроме того, когда человек говорит, часть информации заложена в мимике, в интонации. А когда слова ложатся на бумагу, это всё часто уходит. Поэтому я стараюсь что-то дописать, чтобы было более понятно.

Вот почему пьесы тяжело читать? Да потому, что они рассчитаны на то, что слова будут произносить актёры, которые играют. Так что это вовсе не самоцензура.

Я никогда ничего не вычеркивал потому, что чего-то испугался. Более того, я, как правило, не смягчаю свои мысли, а как раз, наоборот, обостряю.

Казалось, совсем недавно Юрия Поляков представил свою книгу "Желание быть русским". И вот новое издание
Казалось, совсем недавно Юрия Поляков представил свою книгу "Желание быть русским". И вот новое издание

Опыт "Литературки"

Как известно, я 16 лет проработал главным редактором «Литературной газеты». Мы брали интервью у многих деятелей культуры. Они все очень известные. Не буду называть имена.

Так вот, после бесед с ними начинались такие вычеркивания! Помню, как один маститый режиссёр и актёр попросил прислать «самого смелого журналиста».

Поначалу материал был очень острый и злободневный. За статью запросто можно было схлопотать, условно говоря, двадцать лет без права переписки.

В газетах тексты выходят причёсанными
В газетах тексты выходят причёсанными

Всех поцеловал

Но потом режиссёр и актёр позвонил, попросил прислать статью на согласование. После возвращения текст уже настолько был причёсан, что за него, в лучшем случае, дали бы пять лет.

Потом он попросил прислать полосу. А когда её вернул, то там уже даже сажать было не за что. Но и это ещё не всё. Снова позвонил: «Вы уже подписали газету?» Я ответил, что ещё нет. Попросил внести новые исправления и дополнения.

После чего этому деятелю культуры уже смело можно было вручать Государственную премию. Всех, кого надо, похвалил. Как говорится, всех поцеловал. И это было вовсе не исключение из правил.

По мотивам повести поставили одноименный фильм
По мотивам повести поставили одноименный фильм

Пропала острота момента

- Когда вам было интереснее всего работать?

- Наверное, в 70-е и в 80-е годы прошлого века. Объясню, почему. Сейчас другие ставки. Писатели играют по-маленькому. Фактически нет табуированных тем. Нет!

Если ты напишешь ужасно «правдивую книгу», то самое страшное, что тебя ждёт - не будут пускать на телевидение и никогда не дадут приличной премии. Но в тюрьму не посадят.

А при советской власти было ощущение, что ты ходишь по лезвию, по краю. Конечно, в поздний период СССР тебя в тюрьму тоже никто бы не посадил, но ты мог серьезно обострить отношения с властью.

Эта повесть тоже была экранизирована
Эта повесть тоже была экранизирована

Поднимал табуированные темы

Именно так произошло после выхода моих первых повестей «ЧП районного масштаба» и «100 дней до приказа». Зато я проснулся знаменитым, потому что поднимал как раз табуированные темы.

Это была и моя победа, и того же Андрея Дементьева, который руководил журналом «Юность». Тогда было понимание, что ты не только написал художественное произведение, но и ещё помог избавиться от какого-то белого пятна в общественном сознании.

И к тебе относились ого-го как! Хотя бывали и такие случаи, когда от писатели избавляли общество от белых пятен, но художественным явлением произведения не становились.

В любом случае, многие старались играть по высоким ставкам. Но сегодня ситуация в корне иная. Тиражи у книг мизерные. Властям, по большому счету, наплевать на то, что пишут, - отметил Юрий Поляков, который ответил и на другие вопросы. О чём чуть ниже.

Фото автора, из архива.

Читайте вторую часть беседы здесь:

Юрий Поляков считает, что сегодня время графоманов https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/iurii-poliakov-schitaet-chto-segodnia-vremia-grafomanov-5d4689c69c944600aede2c13

Никита Михалков о том, почему его отец писал детские стихи

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/nikita-mihalkov-o-tom-pochemu-ego-otec-pisal-detskie-stihi-5d3c2c604e057700aed7c1f9

Тамара Синявская о том, почему певец Муслим Магомаев был затворником

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/pochemu-pevec-muslim-magomaev-byl-zatvornikom-5cfb7198051e5a00aef8c6ff

Илзе Лиепа написала книгу для детей

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/ilze-i-andris-liepy-zvezdy-russkogo-baleta-5ccb3e4424de2d00b2dddf6d

Политолог Николай Стариков о Прибалтике, русских и нерусских

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/politolog-nikolai-starikov-o-pribaltike-russkih-i-nerusskih-5d34d3e1a1b4f100ad6d5f9b

Ветеран журналистики Илья Гейман о своей жизни

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/veteran-jurnalistiki-ilia-geiman-napisal-knigu-v-90-let-5cdbfae9c0a52100b32a1304

Москвичка написал, как ей живётся в далёком Чили

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/jara-i-nlo-kak-moskvichke-jivetsia-v-dalekom-chili-5cfb979e7e0d5200ae512f4e

Как Алёна Свиридова представила свою вторую книгу

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-alena-sviridova-popala-v-ruki-moshennikov-5d1f0ab8edee3600ad201e71

Блогер Наталья Краснов написала о своих мужчинах

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/mnenie-bloggera-natali-krasnovoi-o-mujchinah-5cd2af9ac9c89500afe8f2bc

Александр Васильев рассказал, с чего начинал

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/aleksandr-vasilev-nachinal-s-vintaja-iz-musornikov-5ce9c1627f585100b32191f2

Алла Сигалова отметила юбилей и написала книгу

https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/alla-sigalova-otmetila-iubilei-i-napisala-knigu-5ce5be33f8ca6700b2b80d62

NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart Ставьте, пожалуйста, лайки! Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!