Эти слова известный ещё с советских времен писатель произнёс в ходе презентации в Москве своей новой книги «Честное комсомольское». Название говорящее, поскольку в издании собраны интервью почти за четверть века, которые были даны журналистам «Комсомольской правды» Любови Моисеевой и Александру Гамову, начиная ещё с далекого 1995 года.
Вот почему на обложке три фамилии. Одна большая и две маленьких. А предисловие написал главный редактор «Комсомолки» Владимир Сунгоркин. «Лауреат премии имени Ленинского комсомола», - так он подписался.
«Годы идут, а Юрий Поляков остаётся по-прежнему конфликтным, ярким, востребованным и не боящимся говорить всю правду. Нашу правду...» - отметил главред одной из самых популярных газет на территории бывшего Советского Союза.
Без изъятий и урезаний
- Идея издать именно такой сборник возникла у меня случайно, - рассказал Юрий Поляков. - Когда я вычитывал очередной материал для «Комсомольской правды», то вдруг понял, что моих интервью набирается на целую книгу.
Первая наша беседа была посвящена моему роману «Козлёнок в молоке». А последнее интервью, попавшее в книгу, вышло в связи с кончиной Станислава Говорухина.
Если полистать, то видно, что эти беседы действительно отражают жизнь нашей страны, литературы, культуры, политики почти за целую четверть века.
Всё сжимается
Я считаю, что это редкий случай такого издания. Причём речь идёт не о том, что вышло в газете. Представлены наиболее полные версии интервью, без всяких изъятий и урезаний.
Потому что на страницах бумажной «Комсомолки», а также на её сайте всё, естественно, сжимается и сокращается. Причем порой довольно-таки сильно.
Дело не в самоцензуре
- Говорят, вы сильно правите свои интервью, когда вам их присылают на согласование. Занимаетесь самоцензурой?
- Не в этом дело. Да, я в обязательном порядке всегда прошу интервью на авторизацию, как я это называю. И, действительно, текст обычно довольно сильно правлю. Делаю это по двум причинам.
Во-первых, потому, что при редактировании более точно формулируешь свои мысли. Ведь устная речь не такая обязательная. Ты как бы описываешь, а не вникаешь.
Когда есть возможность что-то исправить, то можно уточнить какие-то моменты, которые ты, может быть, высказал слишком описательно. В ходе правки всегда можно убрать лишнюю «воду».
Кроме того, когда человек говорит, часть информации заложена в мимике, в интонации. А когда слова ложатся на бумагу, это всё часто уходит. Поэтому я стараюсь что-то дописать, чтобы было более понятно.
Вот почему пьесы тяжело читать? Да потому, что они рассчитаны на то, что слова будут произносить актёры, которые играют. Так что это вовсе не самоцензура.
Я никогда ничего не вычеркивал потому, что чего-то испугался. Более того, я, как правило, не смягчаю свои мысли, а как раз, наоборот, обостряю.
Опыт "Литературки"
Как известно, я 16 лет проработал главным редактором «Литературной газеты». Мы брали интервью у многих деятелей культуры. Они все очень известные. Не буду называть имена.
Так вот, после бесед с ними начинались такие вычеркивания! Помню, как один маститый режиссёр и актёр попросил прислать «самого смелого журналиста».
Поначалу материал был очень острый и злободневный. За статью запросто можно было схлопотать, условно говоря, двадцать лет без права переписки.
Всех поцеловал
Но потом режиссёр и актёр позвонил, попросил прислать статью на согласование. После возвращения текст уже настолько был причёсан, что за него, в лучшем случае, дали бы пять лет.
Потом он попросил прислать полосу. А когда её вернул, то там уже даже сажать было не за что. Но и это ещё не всё. Снова позвонил: «Вы уже подписали газету?» Я ответил, что ещё нет. Попросил внести новые исправления и дополнения.
После чего этому деятелю культуры уже смело можно было вручать Государственную премию. Всех, кого надо, похвалил. Как говорится, всех поцеловал. И это было вовсе не исключение из правил.
Пропала острота момента
- Когда вам было интереснее всего работать?
- Наверное, в 70-е и в 80-е годы прошлого века. Объясню, почему. Сейчас другие ставки. Писатели играют по-маленькому. Фактически нет табуированных тем. Нет!
Если ты напишешь ужасно «правдивую книгу», то самое страшное, что тебя ждёт - не будут пускать на телевидение и никогда не дадут приличной премии. Но в тюрьму не посадят.
А при советской власти было ощущение, что ты ходишь по лезвию, по краю. Конечно, в поздний период СССР тебя в тюрьму тоже никто бы не посадил, но ты мог серьезно обострить отношения с властью.
Поднимал табуированные темы
Именно так произошло после выхода моих первых повестей «ЧП районного масштаба» и «100 дней до приказа». Зато я проснулся знаменитым, потому что поднимал как раз табуированные темы.
Это была и моя победа, и того же Андрея Дементьева, который руководил журналом «Юность». Тогда было понимание, что ты не только написал художественное произведение, но и ещё помог избавиться от какого-то белого пятна в общественном сознании.
И к тебе относились ого-го как! Хотя бывали и такие случаи, когда от писатели избавляли общество от белых пятен, но художественным явлением произведения не становились.
В любом случае, многие старались играть по высоким ставкам. Но сегодня ситуация в корне иная. Тиражи у книг мизерные. Властям, по большому счету, наплевать на то, что пишут, - отметил Юрий Поляков, который ответил и на другие вопросы. О чём чуть ниже.
Фото автора, из архива.
Читайте вторую часть беседы здесь:
Юрий Поляков считает, что сегодня время графоманов https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/iurii-poliakov-schitaet-chto-segodnia-vremia-grafomanov-5d4689c69c944600aede2c13
Никита Михалков о том, почему его отец писал детские стихи
Тамара Синявская о том, почему певец Муслим Магомаев был затворником
Илзе Лиепа написала книгу для детей
Политолог Николай Стариков о Прибалтике, русских и нерусских
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/politolog-nikolai-starikov-o-pribaltike-russkih-i-nerusskih-5d34d3e1a1b4f100ad6d5f9b
Ветеран журналистики Илья Гейман о своей жизни
Москвичка написал, как ей живётся в далёком Чили
Как Алёна Свиридова представила свою вторую книгу
https://zen.yandex.ru/media/dmitriimart/kak-alena-sviridova-popala-v-ruki-moshennikov-5d1f0ab8edee3600ad201e71
Блогер Наталья Краснов написала о своих мужчинах
Александр Васильев рассказал, с чего начинал
Алла Сигалова отметила юбилей и написала книгу
NOTA BENE: многоуважаемые друзья, не забудьте подписаться на: Dmitrii Mart https://zen.yandex.ru/dmitriimart Ставьте, пожалуйста, лайки! Смотрите другие статьи и нарративы автора и пересылайте их дальше!