Найти в Дзене
АвтАвиА

Старая система обозначения автомобилей в СССР. Часть 1

Оглавление

Наверняка любой человек, которого интересуют советские автомобили, хоть раз задумывался: а почему "Волга" - это ГАЗ-24, а не 124, например?

До войны заводы часто обозначали модель как "имя завода-дефис-номер модели". Номер модели у разных заводов мог повторяться (например, ГАЗ-6, ЗИС-6, ЯГ-6).

Однако с 1945 года была введена система именования, при которой номер модели становился уникальным идентификатором. Реализована она была таким образом, что зная только номер модели, можно было понять, о продукте какого завода идет речь. Именно благодаря этой системе, если мы сейчас говорим "69", все понимают, что речь идет о внедорожнике ГАЗ-69, а число "677" отзывается лиазовским "звоном бутылок".

Итак, система существовавшая в 1945-1966 годах, всего лишь предполагала деление индексов моделей на интервалы (диапазоны), которые выдавались различным заводам. Вот эти интервалы мы сейчас и рассмотрим.

1-99: ГАЗ

Первые 99 номеров были отданы Горьковского автозаводу. Все машины ГАЗ попадают в первую сотню: ГАЗ-13, ГАЗ-24, ГАЗ-51, ГАЗ-53, ГАЗ-69 и т.д. Конечно, после введения новой отраслевой нормали в 1966 году, все стало по-другому, но мы сейчас говорим именно о старой системе именования моделей.

ГАЗ-24 "Волга"
ГАЗ-24 "Волга"
ГАЗ-69
ГАЗ-69

100-199: ЗИС, ЗИЛ

Вторую сотню отдали Заводу имени Сталина (позже - имени Лихачева). Примеры моделей: ЗИС-110, ЗИС-150, ЗИС-151, ЗИЛ-157, ЗИЛ-130, ЗИЛ-131.

ЗИС-110
ЗИС-110
ЗИЛ-130
ЗИЛ-130
ЗИЛ-157К
ЗИЛ-157К

200-299: ЯАЗ, КрАЗ, НАЗ

С третьей сотней все получилось не так гладко. Первоначально индексы 200-249 отдали Ярославскому автозаводу, а вторую половину сотни - Новосибирскому автозаводу. Однако с обоими заводами возникли проблемы: ЯАЗ вскоре был перепрофилирован в моторный завод (ЯМЗ), и его диапазон был передан новому Кременчугскому автозаводу. А НАЗ в Новосибирске был построен, но к полноценному производству автомобилей так и не приступил, поэтому его диапазон через некоторое время также отдали КрАЗу.

Примеры моделей: ЯАЗ-200, ЯАЗ-210, КрАЗ-214, КрАЗ-255, КрАЗ-256 и т.д.

ЯАЗ-210
ЯАЗ-210
КрАЗ-214
КрАЗ-214
КрАЗ-256Б
КрАЗ-256Б

300-349: ???

Как использовались индексы из этого диапазона, неизвестно. Кроме тракторов и прочей спецтехники, никаких машин с индексами 300-349 мне вспомнить не удалось. Если у вас есть на этот счет мысли - добро пожаловать в комментарии.

350-399: УралЗИС, Урал

Эти индексы были отданы заводу УралЗИС (впоследствии - УралАЗ). Самый известный автомобиль - Урал-375Д. Также не стоит забывать об Урал-377, УралЗИС-355 и многих других моделях.

Урал-375Д
Урал-375Д

400-449: Москвич

Недаром у "Москвича" до введения новой системы все модели начинались на "четыреста..."! Примеров много: Москвич-400, Москвич-407, Москвич-408, Москвич-412 и т.д.

Москвич-407
Москвич-407
Москвич-412ИЭ
Москвич-412ИЭ

450-484: УАЗ

У УАЗа в те времена было немного моделей, и такого "короткого" диапазона, в целом, хватало. Примеры: УАЗ-450, УАЗ-452, УАЗ-469.

УАЗ-469Б
УАЗ-469Б

485-499: ДАЗ

Днепропетровский автозавод - "темная лошадка". Помните такой автомобиль - БАВ (Большой Автомобиль Водоплавающий)? Не смотрите на обозначение "ЗИС-485" - опытные образцы построил именно ДАЗ, и отсюда такой индекс. Впрочем, завод быстро прекратил свое существование, а его диапазон не был передан другим предприятиям.

БАВ
БАВ

Заключение

В рамках данной статьи мы рассмотрели диапазоны индексов в промежутке от 1 до 499. В целом, этого уже достаточно для понимания системы именования моделей, существовавшей в 1945-1966 годах. Однако мы все же рассмотрим вторую половину индексов (500-999) в одной из следующих статей.