Найти в Дзене
Русские сезоны

О потерянном музее и необратимом времени

Все, кто когда-нибудь интересовался историей, хоть немного тосковали по дореволюционной России. Сегодня она кажется нам «потерянным раем». Именно этот рай можно встретить сегодня в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, где недавно открылась выставка картин из коллекции братьев Щукиных. Непростая судьба этих полотен поражает в самое сердце. Сергей Щукин и его братья были выдающимися коллекционерами. За каких-то 20 лет Сергею удалось собрать сумасшедшую коллекцию современной (на тот момент) французской живописи. Его дом был местом интеллектуального паломничества, откуда уходили в шоке и раздумьях, где смеялись и плакали. Говорят, без этой коллекции не было бы русского авангарда. В 1918 году коллекция Щукина и другого известного коллекционера, поклонника импрессионизма, Морозова, были национализированы. Какое-то время они продолжали выставляться в их домах, а потом их объединили, и в результате появился Государственный музей нового западного искусства. Настоящий русский «Орсе», пер

Все, кто когда-нибудь интересовался историей, хоть немного тосковали по дореволюционной России. Сегодня она кажется нам «потерянным раем». Именно этот рай можно встретить сегодня в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, где недавно открылась выставка картин из коллекции братьев Щукиных. Непростая судьба этих полотен поражает в самое сердце.

Сергей Щукин и его братья были выдающимися коллекционерами. За каких-то 20 лет Сергею удалось собрать сумасшедшую коллекцию современной (на тот момент) французской живописи. Его дом был местом интеллектуального паломничества, откуда уходили в шоке и раздумьях, где смеялись и плакали. Говорят, без этой коллекции не было бы русского авангарда.

Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

В 1918 году коллекция Щукина и другого известного коллекционера, поклонника импрессионизма, Морозова, были национализированы. Какое-то время они продолжали выставляться в их домах, а потом их объединили, и в результате появился Государственный музей нового западного искусства. Настоящий русский «Орсе», первый в мире музей современного искусства. Жаль, что он был обречен. В 1948 году было принято решение о его закрытии: в Постановлении произведения из коллекций назвали «безыдейными, антинародными и формалистическими». Картины, которые только вернулись из эвакуации после войны, свезли прямиком в Пушкинский. Наверху шла речь об их продаже или о тотальном уничтожении. В итоге, несколько произведений все-таки продали, остальное было решено поделить между Пушкинским и Эрмитажем.

В Москву приехал директор Эрмитажа - Иосиф Орбели. Есть мнение, что спасать национальное состояние его отправила жена. Вместе с директором Пушкинского - Меркуровым - в пустых и темных залах они делили «Матиссов». Принцип в этой дележке отсутствует. Коллекции просто разорвали, говорят, что Орбели взял то, от чего отказался Меркуров. Добычу отправили в запасники, где картины нашли свою новую жизнь. В особняк Щукина в 1948 году въехало Министерство обороны. Фамилии Щукин и Морозов превратились в М и Щ.

После смерти Сталина некоторые картины начали потихоньку вывозить заграницу на ретроспективы отдельных художников, а коллекцию по чуть-чуть открывать публике.

В 2006 году, когда открылось новое здание Пушкинского, Ирина Антонова, директор музея аж с 1961 года, вспомнила о «потерянном музее», и выступила с предложением назвать новое здание «Галереей нового западного искусства». Ее инициативу не поддержали, но она не сдалась: в 2013 году она обратилась к Владимиру Путину с предложением «возродить «русский Орсе».

Предложение Антоновой подняло волну негодования, прежде всего в Эрмитаже. Пиотровский до сих пор считает, что перераспределение картин негативно отразиться на имидже главного музея страны. После продолжительного скандала Антоновой пришлось покинуть пост директора Пушкинского, который она занимала больше 50 лет. Говорят, об этом ее попросил сам Мединский.

В 2016 благодаря Бернару Арно в первый раз за десятки лет часть коллекции Щукина воссоединилась в Париже, на своей родине. Эту выставку в новом здании фонда Луи Вуиттон посетило почти 1,3 миллиона человек. Русские привыкли удивлять.

И вот...2019. Коллекция Щукина впервые за 70 лет в Москве. Не у себя дома, а в тех залах, где когда-то делили «Гогенов и Матиссов». В залах, которые так старались превратить в «дом». Некоторые произведения уже не могут путешествовать, поэтому они остались в Петербурге. Там сейчас показывают коллекцию Морозова.⠀

Скрытая постоянная экспозиция музея им. Пушкина
Скрытая постоянная экспозиция музея им. Пушкина

«Каждая комната в этом доме, - писал Осип Мандельштам - имеет свой климат. В комнате Клода Моне воздух речной». По дому ходят люди, удивляются шрифту надписей, развеской, долго смотрят на картины. Новый директор Пушкинского, Марина Лошак, на прямой линии с президентом просит присвоить особняку Щукина, принадлежащему Минобороне, статус музея и открыть для посещения. На улице очередь из зонтов и замерзших рук. Все хотят увидеть «потерянный рай».

Развеска картин повторяет развеску в доме Щукина

Развеска картин повторяет развеску в доме Щукина
Развеска картин повторяет развеску в доме Щукина

Как точно отметил Михаил Пиотровский: «Драматическая история людей и картин продолжается, радуя и удивляя».