Найти тему
Вадим Куклин

Цензура в советском кино.

Ни для кого не секрет, что во времена СССР существовала цензура, которая осуществляла тотальный контроль во всех сферах общественной деятельности. Точнее, это контроль советских и партийных органов. Под этот пресс попал весь пласт советской культуры, в том числе и кинематограф. Данный контроль был определен политикой государства. Для чего это было нужно? Все просто. Посредством кино проводилась определенная идеологическая работа, которая признавалась вождями страны советов важным направлением, так как оказывала влияние на общество и население в целом. Как у всякого дела, у цензуры есть свое начало, которое берет свой отсчет 27 августа 1919 года,когда стала создаваться социалистическая кинопромышленность. В этот день, дорогие читатели, был принят "Декрет о национализации кинематографа". Был создан Государственный Комитет по кинематографии(Госкино). Для нас более известен этот день 27.08.1919 г., как День кино, который мы празднуем ежегодно. С этого времени Госкино, во всех его формах, не только управляло производством фильмов, а также занималось цензурой. Задачи цензуры, с 1919- до сравнительно развитого социализма были, начиная от недопущения контрреволюции и безнравственности в лентах, как говорил В.И. Ленин, до, недопущения распространения и подавления всех источников информации, альтернативных официальным. Ограничения, либо недопущения распространения идей и сведений, считавшихся вредными или нежелательными. Кроме этого в период 1941-1945 г.г., партийные и советские органы приняли ряд мер по переводу кинематографа на военные рельсы,в том числе и цензура военного периода заключалась в функциях:

-Охрана гос.тайн(военных, экономических и политических);

-Политико-идеологический контроль.

В советское время все фильмы проходили проверку цензурой перед выходом на экраны страны. Что-то естественно не нравилось чиновникам от цензуры и фильмы благополучно до лучших времен отправлялись на полки и выходили к зрителям спустя годы. Часть их удавалось правдами и не правдами отстоять. Чтобы снять запрет, актеры и режиссеры вынуждены были писать письма партийному руководству, доказывая ценой нервов, а в целом, своим здоровьем и возможно, потерянным временем, почему фильм снят именно так, а не иначе. В качестве примеров к вашему вниманию приведу некоторые из этих кинокартин.

-2

Производство картины 1940 год. Короткометражка снятая по пьесе М.Зощенко, цензуру не прошла, хотя с успехом шла на театральных сценах. Основанием не допуска к просмотру явилось, переживание главного героя-расхитителя, на которых построен был сюжет. Все попытки спасти фильм в то время не увенчались успехом. И только в 1989 году зрители все же познакомились с картиной, к тому же кинокартина была актуальна и через полвека.

-3

Производство 1941 год. Картина К.Юдина, съемки которой были окончены не задолго до начала войны. Запрет к показу: "Искажение жизни советской интеллигенции и Красной Армии". Зрители посмотрели картину лишь через 4 года. Фильм удалось отстоять. В 1945 г.он занял 5 место в советском прокате.

-4

Год выпуска 1949. Картина о советских разведчиках. В финале фильма все герои погибали. Этот момент огорчил товарища Сталина, хотя прототипы героев после выполнения боевого задания успешно возвратились в расположение своей части. После устранения замечаний Вождя, финал фильма "Звезда"был переснят и картина увидела своего зрителя в 1953 году.

-5

Фильм 1967 года. Фильм А.Кончаловского зрители смогли увидеть в прокате лишь через 20 лет после премьерного показа. Картина была отправлена на полку фактически из-за своей пронзительной правдивости, чем послужили воспоминания колхозников о своей жизни, где присутствовала откровенная нищета и отсутствие перспектив. Естественно, все это не соответствовало пропагандируемому повсеместному счастью советских граждан.

-6

Фильм 1968 года. 19 лет забвения картины Г. Полоки, снятой по пьесе Л.Славина. Запретил прокат фильма сам председатель Госкино Алексей Романов. Он обвинил создателей картины в том, что они допустили слишком серьезные идеологические просчеты, назвав "Интервенцию" откровенным творческим провалом "Ленфильма". Хотя в 1967 г., пьеса вполне успешно состоялась в Театре Сатиры. Увидели зрители картину лишь в 1987 году.

-7

1971 год, фильм А.Германа, который изначально назывался "Операция"С Новым годом!". Картину отправили на полку по соображениям идеологов, так как картину сочли почти антисоветской. Герои фильма просто не имели права проявлять человеческие слабости и просто были обязаны, вопреки всему, высоко нести звание советского партизана и героя. Фильм вышел почти через 15 лет на экраны. Он стал не только призером множества кинофестивалей, но и обладателем Государственной премии СССР.

Можно по разному относиться к цензуре, во всех ее проявлениях. Согласен, какой-то контроль должен существовать, но не до абсурда, как раньше...

Вы посмотрите на изобилие насилия сейчас на экране. Все хорошее, которое, должно состоять на защите наших с вами интересов, общества, осталось в прошлом. А пока все практически попрано совсем, нет доверия ни к власти к примеру во всех ее проявлениях. Что нам показывают?Удивляемся, откуда в душах подрастающего поколения черствость? Да вот, впитывают потихоньку, современные регалии из фильмов, похоть, устои капиталистической жизни и прочую грязь, которую километрами кинолент нам навязывают сейчас, и зарубежные и отечественные кинематографисты. Свобода и демократия. А нужно ли нам все это, нужна ли нам цензура?

Подготовлено по материалам интернета.

Прошу присылать комментарии и ставить лайки и антилайки.