На путь этих сложных размышлений меня подтолкнула наша дочь. Наблюдая за ней легко увидеть ,что в шестилетнем возрасте её невозможно "впихнуть" в рамки обыденности и определить какой же у неё склад ума, ведь ей интересно всё. Озадачившись этим вопросом, я решила немного углубиться в суть вещей.
На различных сайтах можно встретить разные тесты для детей и взрослых, которые якобы помогут определить склад ума. Суть тестов заключается в том, что предлагаются такие варианты ответов, которые зажимают вас в определённые рамки и если вам ничего не подходит, то выбор объективного ответа становится просто невозможным. Есть и такие вопросы, ответы на которые напрямую зависят от жизненной ситуации, вашего самочувствия и настроения, поэтому, отвечая в разных ситуациях, вы можете получить разные результаты.
Вот какие разновидности типов мышления можно найти в разных источниках:
1. Сайт "Я-родитель" предлагает "три основных типа мышления – технический, гуманитарный и творческий".
2. Сайт "Psychologies" - "рациональный, эмоциональный или интуитивный".
3. Сайт "SoulSick" - "Выделяют четыре склада ума: практический, художественный, гуманитарный, математический".
А вот Википедия пошла дальше, она подробно расписывает Типологию мышления, классифицируя её по:
- психическим процессам (наглядно - действенное мышление, конкретно - предметное, абстрактно - логическое);
- результатам мышления (творческое мышление, репродуктивное);
- уровню психических процессов (аналитическое, интуитивное мышление);
- другие типы мышления (алгоритмическое, визуальное, групповое, критическое, образное, позитивное, стратегическое и тп, всего приводится 31 тип мышления).
Давайте рассмотрим на примерах. Кто такой Илон Маск? Ну помимо того, что он "американский инженер, предприниматель, изобретатель и инвестор; долларовый миллиардер", он ещё и "главный идейный вдохновитель (Chief Product Architect) компании "TESLA". Кем бы он был без воображения? На 100% уверена, что он не смог бы пройти тест, который создан определить твой тип мышления как один из трёх возможных вариантов. Может ли существовать инженерия без фантазии и творческого подхода?
А что такое рисование? Находим классификацию рисунков в Википедии:
- Академи́ческий рисунок — рисунок, выполняемый в рамках классического подхода к обучению изобразительному искусству.
- Рисунок в разрезе - иллюстрация, чертёж или трёхмерная графика, на которой у трёхмерного объекта частично удалена поверхность с целью ознакомить просматривающего с внутренним устройством этого объекта.
- Станковый рисунок - один из родов живописи, произведения которого имеют самостоятельное значение и воспринимаются независимо от окружения. Произведение станковой живописи — картина.
- Плакат - разновидность прикладной печатной графики, наборно-шрифтовое или художественно-иллюстративное листовое крупноформатное печатное тиражное издание.
- Силуэт - плоскостное однотонное изображение профилей фигур и предметов.
Академический рисунок включает в себя изучение анатомии. Вот что писал об этом Леонардо да Винчи: "Художник, который знаком с тем, что такое сухожилия, мускулы и мышцы, будет точно знать, какие мышцы стали причиной движения той или иной части человеческого тела, какой мускул, напрягшись, вызвал сокращение мышцы".
Таким образом наглядно видно, что умение рисовать тоже не само по себе приходит, а становится результатом изучения перспективы, пропорций, света, цвета (на минуточку! это уже физика!!) и тени, а так же такой науки, как анатомия.
Леонардо - один из самых ярких примеров того, насколько гибким может быть наше мышление и восприятие, примером того, как много разных способностей может развить в себе всего один человек. К какому "складу ума" вы бы отнесли Леонардо?))) Он анатом, изобретатель, алхимик, писатель, музыкант и художник. Его работы по прикладной механике до сих пор вызывают интерес и восхищение.
Исходя из проделанных мной исследований темы по складу ума, я пришла к совершенно точному выводу: абсолютно неверно пытаться впихнуть себя или своих близких в рамки 3х -4х типов, которые предлагаются на большинстве разных сайтов, и к которым мы все привыкаем с детства. Люди, которых назвали гуманитариями, не любят считать потому что им "не положено", но они могут научиться. А педагоги по анатомии не пишут портреты только потому что не пробовали)
Я не хочу, чтобы мой ребёнок оказался "заперт" в этой психологической "клетке" и, вопреки рекомендациям сайта "Я родитель", не буду "определять" склад ума у дочери) Гармоничная личность должна развиваться по всем направлениям, без надуманных ограничений.