Была зима. Однако снега практически не было. В лесу он был насыпан тоненькой подстилкой, и я отправился в лес на велосипеде. Погода была солнечная, лёгкий морозец – красота!
В это время в лесу тихо, и загадочно. Главное нет ни комаров, ни клещей, а сосны такие же зелёные, как и летом. И кристально чистый воздух.
Я уехал далеко, и долго петлял по полянкам и перелескам, уже давно съехав с дороги, а потом и с тропинки. Мало-помалу погода начала портится и солнце скрылось за плотными облаками.
Сразу как-то на это не обратил внимания, а когда решил поворачивать домой, вдруг понял, что не знаю в какую сторону нужно ехать.
Лес был незнакомым, а солнца на небе не предвиделось. К тому же, время клонилось к вечеру.
Мне стало смешно.
-Надо же, - подумал я, - наконец-то ты заблудился.
Смешно стало потому, что был опытным туристом, штурманом и имел разряд по спортивному ориентированию. И до этого момента, никогда не терял ориентировки. А тут, на тебе, что называется, на ровном месте.
С собой только нож и часы. Даже спичек я не взял, не говоря уже о компасе. А мобильной связи в те времена ещё не существовало.
С неба начал срываться снежок, не сильный, но следы на снежном насте он засыпал быстро, поэтому идти назад по своему следу было бессмысленно, да и не улыбалось снова петлять несколько часов.
Я остановился и начал листать в голове «файлы» с инструкциями по восстановлению ориентировки в лесу без компаса и солнца.
В моём распоряжении были только деревья с кронами и стволами. Искать пересечение просек не хотелось, да и время уже поджимало, как-то не воодушевляло остаться в лесу в темноте, ведь тогда придётся идти пешком с велосипедом.
Я прислонил велосипед к дереву и начал осматривать стволы деревьев на предмет наличие мха в их нижней части. Мох был, и он всегда рос преимущественно с северной стороны.
Осмотрев несколько стволов, я отметил общее направление на север. Потом осмотрел кроны деревьев. Они наоборот, имеют больше ветвей с южной стороны. Продублировав, таким образом, направление сторон света, я отправился на юг, в сторону линейного ориентира – железной дороги, которую мне нужно было перейти.
Чтобы идти в одном направлении я, определяя стороны света, намечал видимый ориентир и ехал к нему. Потом останавливался, снова уточнял направление, определял ориентир, и так всё время. Даже стало интересно проверить точность выхода на цель. Приблизительно догадываясь, в какой стороне я нахожусь, я взял направление уже не строго на юг, а вычислил азимут и повернул ещё, приблизительно на 30 градусов в сторону запада.
Лес всё не кончался, но деревья мне уверенно говорили, что я еду и иду правильно. Всё же, как оказалось, я находился значительно дальше предполагаемого мной места.
Где-то минут через сорок лес закончился. За ним шла железная дорога, а параллельно ей шоссе.
Я вышел в стороне от своего посёлка, и ошибся на пять километров. Для езды на велосипеде, это лёгкая прогулка.
Но для себя я отметил, что в лесных путешествиях всегда необходимо иметь с собой компас, воду, нож и спички. Не плохо и кусок хлеба. Всё это может и не пригодится. А вот сегодня, с компасом было бы всё значительно быстрее и легче, да и вода ничуть не помешала бы.