Найти тему
Большая перемен@

Цифровизация образования: опыт Эстонии, Сингапура и Южной Кореи

Оглавление

Текст для конкурса «Большая перемен@»
Автор
Тимур Науширванов

Качественное и конкурентное образование — это залог успеха в достижении стабильного экономического роста, развитии науки и технологий, повышении качества социальных услуг. Цифровизация позволяет улучшить качество образования, именно поэтому во многих странах технологии активно внедряются в систему образования: использование цифры позволяет не только улучшить мониторинг успехов учащихся, но и помогает разрабатывать новые образовательные методы и подходы, которые делают сам процесс обучения интереснее, а его результаты — более явными.

Среди стран-лидеров внедрения новых образовательных технологий можно выделить три наиболее результативных по успехам учащихся (согласно PISA) страны: Эстонию, Сингапур и Южную Корею.

Эстония

Цифровизация эстонского образования началась в конце 1990. Она была начата сразу при активном участии органов государственного и муниципального управления, бизнеса, инвесторов и университетов, и до сих пор это успешное взаимодействие продолжается. Власти муниципалитетов отслеживают техническое оснащение образовательных учреждений, при необходимости приобретая новое оборудование. Университеты (например, Тартуский и Таллинский технологический) проводят курсы и тренинги, на которых учителя приобретают навыки работы с новым оборудованием, изучают инновационные преподавательские методики и знакомятся с последними достижениями в сфере образования. Крупные международные (Microsoft, Samsung) и эстонские компании и благотворительные фонды (Information Technology Foundation for Education, Estonian Association of Information Technology and Telecommunications) организуют различные конкурсы, участие в которых дает возможность школам и инициативным группам получить гранты на приобретение нового оборудования и прохождение образовательных курсов.

Роль учителей в эстонских школах очень велика. Они могут самостоятельно определять учебные планы, исходя из опыта, полученного в ходе своей практической деятельности или участия в специальных тренингах. Учебный процесс организован с использованием ИКТ, навыкам владения которыми учителя обучаются на специальных тренингах.

Сегодня эстонские школьники активно используют сервисы e-Schoolbag и Opiq с электронными учебными материалами, имеют возможность изучать робототехнику в Roboversity, а их родители могут постоянно проверять успехи своих детей или общаться с учителями на специальной образовательной платформе eKool.

Сингапур

В начале 1990-ых годов Министерство образования Сингапура начало модернизацию системы образования и сделало первые шаги в направлении подготовки сингапурской школы к жизни в условиях экономики знаний. Тогда впервые в учебные планы средних школ и колледжей был введен предмет «Компьютерные науки». В ходе занятий преподаватели учили школьников использовать компьютер и рассказывали о важности активного применения технологий для развития экономики страны.

Последующие шаги в направлении цифровизации Министерство образования Сингапура были в формате “мастерпланов”. Они задавали конкретные цели и задачи по внедрению технологий в образовательный процесс, а их основными направлениями были увеличение роли руководства школ и самих преподавателей в образовательном процессе, более активное использование технологий учителями и школьниками, разработка нового для 21 века набора компетенций. Постепенно соотношение учащихся и используемых ими девайсов было доведено до 1:1. Использование новых технологий стало восприниматься также как возможность всем получать образование независимо от местоположения: фактор, особенно важный в связи с появлением идеи “непрерывного образования”.

С 2015 года в сингапурском образовании основной акцент делается на «креативное обучение»: учителя выступают дизайнерами образовательной среды, которые сами выстраивают занятия с использованием новых технологий. Это позволяет сделать учебный процесс более персонализированным, а школьники получают возможность учиться в любом месте и в любое время.

Южная Корея

Процесс внедрения новых технологий в образование Южной Кореи начался в 80-е годы, когда многие негативные общемировые тенденции (старение населения, рост молодежной безработицы и т.д.) побудили власти республики активнее модернизировать национальную систему образования. Общее повышение конкурентоспособности корейского образования и корейской науки были важными направлениями развития страны. Использование ИКТ в школах было воспринято как средство, которое позволит добиться обозначенных целей.

В 2011 году Министерство образования Республики Корея и Президентский совет по информационным процессам предложили проект «A Road to the Power of Talented Individuals! SMART Education», сокращенно – SMART Education. Программа SMART подразумевает, во-первых, модернизацию образовательного пространства в школах, которое должно стимулировать участие в дискуссиях и проектной деятельности, создавать возможности для учащихся и учителей общаться друг с другом на равных. Во-вторых, программа уделяет внимание развитию дистанционного образования, которое расширяет возможности по обучению для всех желающих, позволяет получить новые навыки и знания или же восполнить пробелы в случае пропуска занятий.

На уроках учителя используют различные мультимедийные материалы, выстраивают диалог с учащимися, на дистанционных занятиях учитель использует специально разработанные обучающие материалы, создает творческую атмосферу, оценивает знания. В ходе обучения также задействован специальный тьютор, который отслеживает успехи учащихся, помогает учителям работать с виртуальными и облачными технологиями.

В последние годы в Южной Корее активно появляются виртуальные школы и университеты, в которых процесс обучения полностью проходит с использованием онлайн средств обучения а учащиеся проходят интересующие их курсы по персональному учебному треку (например, образовательные организации Air and Correspondence High School; Ewha Womans University, Hanyang Cyber University and International Cyber University).

Степан Лешихин
Степан Лешихин

Во всех трех странах был совершен значительный рывок в цифровизации образования, который позволил значительно улучшить показатели стран в международных программах оценки образовательных достижений учащихся PISA и TIMSS. Сложности, связанные с сопротивлением чрезмерному использованию технологий, решались через общественный диалог и курсы повышения квалификации: критически настроенным учителям и родителям объясняли, что использование новых технологий в школе - прекрасная возможность не только сделать образовательный процесс более разнородным и интересным, но и обучить детей компьютерной грамотности и другим важным компетенциям 21 века.

Не нужно бояться новых технологий в образовании, давайте грамотно ими пользоваться, учитывая передовой опыт других стран!

___

Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@»