Античные мудрецы оставили нам важные жизненные принципы, которые в фильмах ужасов либо соблюдаются, либо нарушаются. Давайте рассмотрим несколько примеров.
Золотое правило этики звучит так: «поступай с другими так, хотел бы, чтобы поступали с тобой». О важности данного принципа говорили Фалес Милетский, Аристотель, Сократ и другие античные мыслители. Нарушение этого правила связано с завышенной самооценкой. Ведь если человек горд и презирает других, с какой стати он будет проявлять щепетильность? А как только герой какого-нибудь хоррора начинает хвастаться, бахвалиться, проявлять высокомерие, то вскоре погибает.
Соблюдение же золотого правила этики связано с альтруизмом и нередко способствует выживанию. Видя чужое страдание, человек сопереживает и стремится помочь. Например, в финале фильма «Поворот не туда» (2003). Крис отправился спасать девушку (Джесси) в хижину лесных мутантов-каннибалов, и одержал победу.
Принцип золотой середины гласит: важно соблюдать меру и избегать крайностей. Нарушение принципа умеренности чревато проблемами. Что же делают герои фильмов ужасов? Молодёжная компания, оказавшись ночью в заброшенном доме или на берегу лесного озера, стремительно впадает в пьяный разгул. Начинается перебор с алкоголем, вопли, пляски и т.д. Внимание рассеивается, инстинкт самосохранения притупляется. И пьяные гедонисты становится легкой добычей хоррорных злодеев, как в фильмах «Пятница, 13-ое».
Безрассудная чрезмерная храбрость также наказывается – смельчаки нередко погибают одними из первых.
Если же злодеи много болтают, хвастаются (как, например, говорливые враги в третьей части «Зловещих мертвецов»), то скоро терпят поражение. А все потому, что вовремя не ознакомились с принципом умеренности Аристотеля.
«Делай, что должен и будь что будет». Это золотой принцип отрешенности, выдвинутый Марком Аврелием (римский император и одновременно философ-стоик). Иначе говоря, спокойно действуй и не беспокойся о том, что не можешь изменить. Что и говорить, персонажи фильмов ужасов часто нарушают правило Марка Аврелия. Они действуют в панике, спешке и суете, в результате совершают множество глупых ошибок и погибают.
Но самые эффективные протагонисты действует спокойно, хладнокровно сосредотачиваясь на задаче выживания. Причём в начале, столкнувшись с проблемой, они нередко теряется и паникуют. Примеры – персонажи Нэнси и Элис во франшизе «Кошмары на улице Вязов», Кэрол и Андреа в сериале «Ходячие мертвецы». Решимость и сила духа помогли одержать победу, а вдохновлялись они советом Марка Аврелия, хотя вряд ли читали его труды.
В общем, античная мудрость всегда помогала героям фильмов ужасов в выживании. И наоборот, нарушения философских принципов становились причинами невзгод, ухудшение здоровья и даже гибели. Поэтому история, изображаемые в «ужастиках», могут неплохо проиллюстрировать вузовский курс по истории философии. )