Найти тему
Связь времен

Ученые-детективы. Как определить, кто на портрете?

Откуда в музеях портреты неизвестных?

Для того, чтобы узнать, как выглядел тот или иной человек мы чаще всего лезем в википедию, да? Там обычно есть портреты:) Но вот откуда авторы Википедии знают, о том, кто изображен на портрете и всегда ли они правы? Ведь даже музеи ошибаются. Совсем недавно приводила вот этот пример – в качестве портрета декабриста Пестова висит портрет декабриста Пестеля. Потому что фамилии похожи. А уж как не везет декабристам Муравьевым (которых несколько – два Александра, Артамон и еще Сергей Муравьев-Апостол)! Или любым людям – декабристам и не декабристам – портреты которых не сохранились: вставляют портреты родных братьев, отцов, любых однофамильцев…

Пестель вместо Пестова в Шлиссельбурге
Пестель вместо Пестова в Шлиссельбурге

Если вы зайдете в любой музей с портретной живописью (а особенно провинциальный) вы увидите еще более интересную штуку. Музеи просто переполнены «портретами неизвестных работы неизвестного». Вот я и об этом тоже писала.

О. Кипренский, портрет неизвестной. Тут хоть художник есть!
О. Кипренский, портрет неизвестной. Тут хоть художник есть!

И когда мы говорим, что «от этого человека не осталось портретов» - совсем не факт, что это так. Просто портрет, возможно, еще не найден.

А вот здесь и художника нет...
А вот здесь и художника нет...

Откуда такое обилие этих неизвестных портретов? К сожалению, очень во многом дело в великой октябрьской социалистической, которая смыла усадебную культуру и привела утрате множества ценностей. Висели, скажем, портреты в усадьбе. И все ее жители знали – это портрет прабабушки, а писал ее крепостной художник Митька. А это портрет дедушки и писал его столичный художник Рейхель. А может и табличка была – рядом с портретом, или на раме.

Вот в таком виде пребывают русские усадьбы...
Вот в таком виде пребывают русские усадьбы...

Только случилась революция, владельцы – хорошо если успели уехать за границу, прихватив драгоценности, а то и были расстреляны. Усадьба – хорошо если стала детским домом, а чаще всего просто погорела. А картины из нее – ура! могли оказаться в музее! Могли с табличкой и подписью, а могли – в виде вырезанного из рамы холста. Могли – с указанием из какой усадьбы и от каких владельцев она поступила, а могли – нет. И так и висит неизвестный портрет неизвестного автора… может на нем Александр Пушкин изображен? Кто знает…

О том, кто знает – читайте следующий выпуск!

Еще о культуре XIX века?

Вальс Грибоедова
Погода в Москве в 1822 году
Исторические рецепты водок

@Можно не лайкать и не подписываться, не борюсь за огонь:)