Найти тему
Сонатал

"Эффект Моцарта" в чем секрет?

Музыка, она сопровождает нас на протяжение всей нашей жизни, и заставляет испытывать самые сильнейшие переживания. Музыка доставляет нам наслаждение, успокаивает и будоражит, она может разбудить в нас любовь и вдохновение, и все равно остается тайной, которую никому и никогда не разгадать.

Вы слышали об эффекте Моцарта? Слушание музыки Моцарта усиливает нашу мозговую активность. Послушав Моцарта, люди, отвечающие на стандартный IQ-тест, демонстрируют повышение интеллекта. Это обнаруженное некоторыми учёными явление и получило название "Эффект Моцарта".

Вот одно из исследований. Нейробиолог Гордон Шоу из Калифорнийского университета (США) и его коллега психолог Френсис Раушер собрали 79 студентов колледжа.

Студентов просили ответить, какие формы можно получить из бумажной салфетки, складывая её и вырезая различным образом.

По окончании теста студенты были разделены на три группы. Студенты первой группы 10 минут сидели в полной тишине, вторая группа всё это время слушала записанный на плёнку рассказ или повторяющуюся примитивную музыку; студенты третьей группы слушали фортепианную сонату Моцарта.

После этого все участники эксперимента повторили тест. И вот результаты. В то время как первая группа улучшила свои результаты на 14%, а вторая — на 11%, моцартовская группа улучшила результаты на 62%, в сравнении с первым тестом.

-2

Однако есть и много противников которые экспериментально пытались доказать, что никакого "эффекта Моцарта" не существует, но некоторые скептики после более близкого знакомства с вопросом изменили своё отношение к эффекту Моцарта.

Раушер не остановилась на одних лишь людях, она поставила специальный опыт над крысами, которые заведомо не обладают эмоциональной реакцией на музыку. Группа из 30 крыс была помещена в помещение, где в течение двух с лишним месяцев по 12 часов подряд звучала моцартовская соната до-мажор.

Оказалось, что после этого крысы пробегали лабиринт в среднем на 27 процентов быстрее и с меньшим на 37 процентов количеством ошибок, чем другие 80 крыс, развивавшиеся среди случайного шума или в тишине. По мнению Раушер, этот эксперимент подтверждает нейрологический, а не эмоциональный характер эффекта Моцарта.

Нейробиолог Гордон Шоу и его коллега из Лос-Анджелесского отделения Калифорнийского университета нейробиолог Марк Боднер использовали сканирование мозга с помощью магнитного резонанса (MRI), чтобы получить картину активности тех участков мозга пациента, которые реагируют на слушание музыки Моцарта, Бетховена и поп-музыки тридцатых годов. Как и ожидалось, все виды музыки активизировали тот участок коры мозга (центр слуха), который воспринимает колебания воздуха, вызываемые звуковыми волнами, и иногда возбуждали части мозга, связанные с эмоциями.

Но только музыка Моцарта активизировала все участки коры головного мозга, в том числе и те, которые участвуют в моторной координации, зрении и высших процессах сознания и могут играть роль в пространственном мышлении.

В чём причина такого различия? Учёные проанализировали сотни музыкальных произведений Моцарта, Шопена и 55 других композиторов.

Результаты они представили в виде таблицы, в которой указывалось, как часто поднимаются и опускаются волны громкости музыкального звучания, продолжающиеся 10 секунд и более. Анализ показал, что более примитивная поп-музыка располагается в самом низу этой шкалы, в то время как Моцарт занимает в два-три раза более высокое место.

По предсказанию исследователей, самую сильную реакцию в мозгу должны вызывать последовательности волн, повторяющихся каждые 20–30 секунд. Это предсказание основано на том, что многие функции центральной нервной системы также имеют цикличность в 30 секунд (такова, например, периодичность волн активности нейронных сетей).

Оказалось, что из всех проанализированных видов музыки именно в моцартовской пики громкости с частотой, наиболее близкой к 30 секундам, повторяются чаще, чем во всех остальных.

6-ий Моцарт за инструментом.
6-ий Моцарт за инструментом.

Моцарта называли «чудом ХVIII века».

Уже в возрасте 3-х лет Моцарт подбирал на клавесине терции и сексты. В 4 года написал свой 1-й концерт для клавесина. В 5 лет начал сочинять несложные менуэты. К 6 годам юный гений уже прекрасно играл на клавесине, органе и скрипке, исполняя сложнейшие произведения, и с 6-летнего возраста юный музыкант начал триумфальную концертную деятельность по всей Европе. Многие из его сочинений признаны шедеврами симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки. Его феноменальная природная музыкальность будоражит умы людей и по сей день.

Если вам понравилась статья, то прошу поддержать канал пальцем вверх, подписывайтесь на канал а так же пишите свои комментарии.