Не могу освободиться от назойливого желания пройтись по улицам моего родного Харькова и запечатлеть его день сегодняшний, чтобы появилась возможность сравнить его с веком прошлым, с разницей архитектурных решений и красоте не только монументальных творений, но даже небольших зданий.
Предыдущая статья с самого начала познакомила нас с улицей, которая носила название Екатеринославская, ныне, имеющая на мой взгляд, самое правильное название, Полтавский шлях. Так именно она, двигаясь от центра города и приведет к железнодорожному вокзалу Южной железной дороги.
Харьковский железнодорожный вокзал
Время шло и Харьков продолжал развиваться, наступило момент начала железнодорожных перевозок и город оказался в самом сердце этого события. По существующей информации открытие железнодорожного сообщения из Курска до Харькова произошло 22 мая 1869 года
Но на фотографии мы видим только приход поезда, а самого здания вокзала, если не считать строения похожего на будку обходчика, пока нет. Хотя в источниках значится, что здание вокзала было построено в 1869 году архитектором Андреем Тоном. Можно предположить, что оно было не очень большим и деревянным.
Абсолютно точной информации по этому вопросу мне найти не удалось, поэтому в заблуждение никого вводить не стану, хотя встречал утверждение, что в начале 1870 года было построено уже каменное здание. Можно с уверенностью сказать, что становясь большим железнодорожным узлом Харьков стал нуждаться в более серьезном вокзальном помещении.
Судя из надписи под фотографией это и есть то каменное здание железнодорожного вокзала, о котором я говорил выше. Понятно, что с расширением перевозок по железной дороге, а регулярное сообщение началось 6 июля 1869 года, помещение перестало удовлетворять потребностям, а значит необходимы были изменения.
Реконструкции проходили регулярно, но они не могли дать необходимого результата. Интересным фактом является то, что постройки в это время железных дорог проходили за счет частного капитала, чаще создавались акционерные общества, которые начинали свою деятельность с выкупа земельных участков для дороги.
Еще один интересный факт, касающийся строительства железных дорог, при заключении договора с акционерами казна вписала право их выкупа с указанием срока, который наступал 23 декабря 1889 года. По неизвестным мне причинам, я, как вы понимаете, был на другом фронте, акция была отложена до конца 1890 года.
И 24 декабря было утверждено положение комитета о выкупе, а уже с 1 февраля 1891 года железная дорога. В 1869 году Харьков управлял железнодорожным полотном, протяженность которого составляла 365 верст, а в 1905 уже 3957 верст со всеми станциями, подвижным составом, ремонтниками и прочим.
Объединение управления дорогами.
В 1895 году произошло объединение Курско-Харьково-Азовской с Лозово-Севастопольской и Джанкой-Феодосийской дорогами. Можно быть уверенными, что здание старого вокзала перестало удовлетворять возросшим требованиям и с 1896 по 1901 годы шло строительство нового.
Для того, чтобы закончить историческое повествование, необходимо сообщить следующее. 1 января 1907 года происходит слияние Курско-Харьково-Севастопольской и Харьково-Николаевской железных дорог и все это стали называть управлением Южных железных дорог.
С современным вокзалом все проще, после войны началось восстановление народного хозяйства и оно не могло не коснуться главной транспортной сферы железных дорог. Поэтому в Харькове на руинах старого вокзал было в 1952 году построено новое здание.
Оно тоже проходило свои этапы реконструкции, когда с 1978 по 1982 годы к нему было пристроено здание современного типа, где разместились билетные кассы и некоторые службы вокзала. В конце его была построена гостиница в виде 16-ти этажной свечки для гостей нашего города.
фото современной платформы
Эту фотографию я поместил в статье, чтобы можно было сравнить первый приход паровоза в наш город с нынешними возможностями внеклассной станции. Площадь перед вокзалом описывать здесь не буду, для нее надо выделить целую статью, на ней каждое здание требует описания.
Библиотека имени В.Г.Короленко
Давайте снова вернемся в центр нашего Харькова, где рядом с площадью Конституции расположился небольшой переулок, носящий имя писателя В.Г.Короленко и это же имя носит и библиотека, которая расположилась в старом здании, спроектированным для нее академиком архитектуры А.Н.Бекетов.
Название библиотеки и улицы, на которой она находится, именем писателя вполне приличное решение. Хороший или плохой он, прочитайте, например, “Дети подземелья” и составьте личное представление. О моем отношении к названию улиц можно ознакомится здесь.
Исторические события
Эти события приводят нас прямо в 1830 год. Честно говоря, для нас современных все, что происходило с образованием первой библиотеки в городе, может показаться странным. 5 июля 1830 года появляется на свет циркуляр, внимание, Министерства внутренних дел.
Название его гласит “О заведении в губерниях публичных библиотек для чтения” Далее губернатор выдает свой циркуляр, опираясь на предыдущий и в губернском городе Харькове 18 августа сего года появилась библиотека, получившая название Харьковская губернская публичная библиотека.
Размещена она была в здании Дворянского собрания, о котором я писал в предыдущей статье. Как оказалось, работа просветительского заведения и ее устав стали возможны благодаря Уставу о цензуре. Теперь становится понятным подчинение МВД.
Положено начало благотворительному сбору средств и книг в фонд учреждения. Многие состоятельные люди среди дворянства и купечества откликнулись на такую акцию. К открытию библиотеки было собрано порядка 9 тысяч рублей и более 400 книг, рукописей и карт.
Я не буду перечислять кому многострадальная библиотека подчинялась, скажу только, что при всех властях у нее было много руководящих органов. Еще интересный факт, она работала для всех, но с маленьким исключением для посетителей в неприличном виде.
С 1883 года название изменилось, и она стала Харьковской общественной библиотекой. Я называл ее многострадальной не только из-за много подчиненности, но и за то, что приходилось переезжать в разные здания, а для такого учреждения это не самый лучший вариант.
Есть решение городской думы от 6 марта 1887 года о выделении библиотеке 1000 рублей субсидии на протяжении следующих трех лет и представления бесплатного помещения в здании Харьковского городского купеческого банка, которое, к сожалению не сохранилось.
Находилось оно в центре города, а именно на Торговой площади, сейчас Павловская площадь 10. Но были в жизни библиотеки и светлые времена. Об одном таком промежутке я и хочу рассказать. Оно связано с именем Дмитрия Ивановича Багалия.
Этот человек является не только известным ученым-историком, но и видным общественным деятелем, который принес большую пользу своей работой, городу, университету и вот дошли до его вклада в развитии библиотеки. Начнем с того, что Д.И.Багалий в январе 1894 года был избран Председателем правления ХГБ.
Хочется заметить, что за 13 лет бессменного служения на этой должности он внес большой вклад в вопрос получения библиотекой своего здания. Следует начать с того, что им была подготовлена и издана брошюра “ О необходимости постройки дома для Харьковской общественной библиотеки”.
Для покупки участка под здание нужны были средства и их находили. Было собрано 90922 рубля, среди них 45 тысяч было получено от Государственного казначейства в виде безвозвратной субсидии по личному обращению Дмитрия Ивановича к министру финансов С.Ю.Витте.
Следует заметить, что А.Н.Бекетов бесплатно сделал проект здания библиотеки, где им были учтены все новации для таких зданий. 28 января 1901 года было проведено освящение здания библиотеки, на котором присутствовали, губернатор, городской голова, меценаты, профессора и студенты институтов.
Здание стоит и сегодня, приятно, что можно прикоснуться к истории, радует сердце, что на ней висят информационные таблички, хотя очень маленькие и вися высоко. Но я себя успокаиваю тем, что не каждый уколотый вандал полезет туда со своими руками и хилым умом.
Ложка дегтя
Извините, но без нее не выходит у меня статья. Посмотрите на этот уютный переулок.
Вам не кажется, что эта дорога ведет в тупик. Я думаю, что это тупик нашего сегодня мышления. Перед вами стена очередного одоробла-будущего торгового центра. У нас уже что-то похожее есть, называется Оперный театр, строившийся 18 лет. Здесь будет примерно тоже.
Я уже не говорю, что когда били сваи в здании библиотеки Короленко пошли по стенам трещины, а это исторический памятник. Эта стена нависает над творением великого зодчего. В центре нужен еще один торговый центр? Алчность является спутницей современных толстосумов. Обидно.
Что-то сильно растянулось. В следующей статье будем двигаться от стен старой крепости, вдоль нынешнего Московского проспекта, там очень много интересного сохранила нам история. А на сим подписывайтесь на рассылки будущих повествований, так мы не потеряем друг друга.
Делитесь информацией, изложенной здесь, с друзьями и близкими в соц. сетях. Готов ответить на ваши комментарии на сайте. Желаю всем приятного чтения и удачи.