Все знают, что даже на каникулы учеников не оставляют в покое, выдавая им списки литературы на лето. Они в основном содержат самые объемные произведения, изучаемые в программе следующего класса и нацелены на то, чтобы учащимся не нужно было утруждать себя проглатыванием томов во время учебного года. Эта традиция сохраняется еще со времен советской школы. Так ли это хорошо? Давайте разберемся.
Итак, с одной стороны, списки литературы на лето призваны, как я уже сказал, облегчить изучения учащимися школьной программы. Это избавит их от экспресс-чтения в ночь перед контрольной какой-нибудь «Войны и мира». Поэтому в августе не только закупают необходимое для школы, но и вспоминают, сколько книг из списка не прочитано. Большинство все равно не будет это читать или ограничится кратким изложением. Конечно, есть экземпляры, захватывающие своим сюжетом, например «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, но таких книг, по-моему, мало.
С другой стороны, школьники все равно очень редко пользуются этим списком, потому что каникулы, по нашему мнению, нужны не для того, чтобы читать всякую скучную классику, а для того, чтобы отдыхать. Этого мнения придерживается большинство подростков, которые не штудируют предложенные тома, а если и читают что-нибудь летом (за исключением, конечно, всяких блогов), то только то, что нравится им самим, а не то, что сказали прочитать на уроке литературы. Чаще всего это современные западные писатели. Лично мне повезло с моим списком на лето: внизу, отчерченная жирной линией, была надпись: «Литература по желанию». Там были некоторые произведения, которые мы не будем проходить на уроках, но все равно стоящие внимания – от «Трех мушкетеров» того же Дюма до «Ржавчины» и других рассказов Рэя Брэдбери.
Но лично я считаю, что литература должна читаться сугубо по желанию, потому что не всех она может заинтересовать, а произведения, которые проходят в школе – тем более. Так что списки, по моему мнению, должны играть только «подталкивающую» роль в исследовании учащимися литературного мира, ведь в школе он и так служит для принудительного развития выражения своих мыслей в виде сочинений/изложений. Но при этом при нынешней школьной программе обязательные списки для чтения все равно никуда не деть, потому что произведений слишком много. Остается только тихо их игнорировать и все-таки читать произведения в учебном году, если не хочется тратить на это каникулы.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Есть свое мнение? Пишите в комментарии!