Найти тему
Культурный рассвет

Гонимый Голливудом Джон Говард Лоусон

Джон Говард Лоусон - профессиональный сценарист, родился в Нью-Йорке в 1884-м году. Служил в рядах вооруженных сил в годы Первой мировой войны, где подружился с классиком американской литературы Джоном Дос Пассосом.

Джон Говард Лоусон
Джон Говард Лоусон

Вернувшись с войны, Лоусон в 20-х годах начал свою карьеру в американском театре в качестве драматурга. Как следует зарядившись антимилитаризмом и социализмом (этому способствовала и Первая мировая война, и Октябрьская революция в России), герой нашей статьи подходит к театральному творчеству с необычной стороны.

Лоусон примыкает к все более разрастающейся массе прогрессивных интеллектуалов, исповедующих левые политические взгляды. С его именем связаны создание Лиги рабочей драмы и Театра новых драматургов.

В своих пьесах (например, «Роджер Блумер», «Громкоговоритель» или «Интернационал») драматург поднимал темы классового противостояния, рабочей борьбы, международной солидарности. Об этом периоде своего творчества он не без огорчения пишет в своей книге:

«Мы говорили о народном театре, а народ не проявлял к нам интереса. Мы говорили об искусстве рабочего класса, но не знали, как подойти к рабочим. Наши спектакли были полны живости и экспериментов, отличались спасительной привлекательностью брызжущей через край энергии и энтузиазма, но им недоставало ясности и чёткой направленности»

По-видимому, постепенно Лоусон приходил к выводам, что театр не позволяет в достаточно широком формате развернуть общение со зрителем — для этого нужен кинематограф, искусство гораздо более массовое.

Тем временем, в 1928-м году Warner Bros. выпускает в прокат «Певца джаза», первую в мире звуковую картину, которая перевернула киноискусство навсегда. С одной стороны звук давал кинематографу невиданные доселе возможности, с другой страшно пугал продюсеров, не знавших, как быть с новой технологией. Возникла серьезная проблема. Ведь в звуковом кино необходим диалог, а сценаристы немого кинематографа совершенно не подходили для его написания.

-2

Потому Голливуд стал импортировать авторов оттуда, где диалоги давно были привычным делом — с Бродвея. Среди таких легионеров от театра оказался и Джон Говард Лоусон. Вместе с ним в Калифорнию перебрались и многие его товарищи. И все они захватили с собой свои политические взгляды.

В Голливуде Лоусон стал одним из основателей гильдии сценаристов США (по сути, профсоюза сценаристов), после чего стал фигурой для продюсеров весьма неприятной. Вот что замечает по этому поводу Михаил Трофименков в своем масштабном исследовании «Красный нуар Голливуда»:

«Так скучно, буднично звучит: „создать профсоюз“. Но в Америке для этого требовалось личное мужество, редко присущее творцам, и коллективизм, им почти не присущий. Синдикалист был в глазах властей, работодателей, среднего класса (стыдливый псевдоним мелкой буржуазии) злодеем-анархистом, тварью вне закона»

Борьба за права сценаристов в 30-е годы носила очень острый характер, т.к. они на тот момент практически не были защищены юридически, перегружались изнурительной поденной работой и получали невысокую зарплату в сравнении с режиссёрами или кинозвездами. Разумеется, общественная работа естественно влияла на то, что у Лоусона было меньше контрактов, чем у многих коллег.

Но также важно сказать, что эта деятельность не могла не привлечь внимание спустя несколько лет, когда в США стал бушевать «маккартизм» и антикоммунистическая «охота на ведьм». Джон Говард Лоусон вместе с другими крупными фигурами американского кино, такими как Далтон Трамбо, Герберт Биберман, Карл Формен, Альва Бесси и прочими попал под каток американского «справедливого» правосудия и оказался в так называемом «Черном списке Голливуда».

Лоусон перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности
Лоусон перед Комиссией по расследованию антиамериканской деятельности

Это привело к тому, что его вышвырнули из профессии по политическим причинам — он больше не мог работать в кино. Такая же судьба постигла многих социалистов в Америке (не только в кинобизнесе).

С этого момента, будучи отстраненным от практической работы, Джон Говард Лоусон сосредоточился на осмыслении собственного кинематографического опыта и открытиях прошлых лет. Стала формироваться его собственная теория кино.

В первые несколько лет «голливудского изгнания» Лоусон написал работы «Кинофильмы в борьбе идей» и «Теория и практика создания пьесы и киносценария».

История с «черным списком» создала для Лоусона в глазах представителей СССР положительную репутацию, поэтому его пригласили в Советский Союз. Сценарист принял приглашение и отправился на нашу Родину, где и создал свою теоретическую книгу «Фильм — творческий процесс» (кстати, предисловие к советскому изданию написал отечественный классик кинорежиссуры Сергей Юткевич).

С оригинальной статей вы сможете ознакомиться на нашем блоге craftkino.ru

Спасибо за внимание! С Вами был «Культпросвет», подписывайтесь на канал! С нами интересно!