ДЕВОЧКА И ЭХО
(СССР, 1964, режиссёр - Арунас Жебрюнас, в гл. ролях: Лина Бракните, Валерий Зубарев)
Не было тогда в Советском Союзе мальчишки, который бы не был влюблён в Лину Бракните!
В середине шестидесятых она сыграла всего в трёх фильмах: сказочная танцовщица - мятежная Суок из "Трёх толстяков",
отчаянная правдолюбка Дубравка
и "чокнутая" охотница за эхом, поэтичная Вика (это был её дебют).
И всё! Она стала культом для мальчишек, их идеалом.
Причём, любили её не просто за красивые глазки (как позже влюблялись, к примеру, в Мальвину). Она пленяла своей личностью: потрясающая внутренняя свобода, притягательная раскрепощённость, искренность и какая-то человеческая надёжность. Казалось на неё можно было положиться во всём и доверить самое сокровенное - она поймёт обязательно.
Не упомню больше подобного феномена в нашем кино. Да и в мировом не так много (юные Джоди Фостер или Ана Торрент, может быть).
Однако, пора вернуться к самому фильму.
Если коротко и самую суть, то "Девочка и эхо" - история одного предательства.
То, что предательство это - "детское", не делает его менее подлым, скорее наоборот, такое предательство выявляет самую подноготную низость всякого предательства и тот неумолимый факт, что всякий предатель предаёт, в первую очередь, самого себя. Предаёт, в угоду какой-то никчёмной выгоде, но в итоге, сам теряет уважение к себе.
Шансов что-то исправить у него может уже и не быть, ибо всякое предательство - шаг навстречу бездне, в которой одно предательство порождает другое и конца этому нет, и выгоды уже не ищешь, а просто спасаешь свою шкуру.
Вот такая история. Такой фильм, если говорить о фабуле. Поставлен он по рассказу замечательного мастера короткой литературной формы - Юрия Нагибина,
но авторы фильма сместили некоторые акценты, облекли фабулу в потрясающую по своей выразительность форму и получился тот редкий случай, когда фильм явно превосходит, по всем статьям, литературную основу. В этом заслуга не только юной исполнительницы, но и, в не меньшей степени, великого оператора Йонаса Грицюса, ученика другого великого оператора - Андрея Москвина.
Грицюс сумел сотворить на экране самую настоящую кино-поэзию - зарифмовать красоту моря, прибрежных скал и очарование 10-летней девочки - дикарки, её балетные ножки, чистые глаза, белое платьице в горошек и охотничий рог в руке.
Образ Вики - один из самых поэтичных во всём мировом кино, на мой взгляд.
Пожалуй, именно это потрясающее мастерство оператора и выводит картину и разряда "детских нравоучилок" в разряд общечеловеческих и эстетических ценностей, в разряд шедевров мирового кино.
Фильм, кстати, за пределам СССР оценили очень высоко и отметили многочисленными премиями, а у нас - пустили в прокат именно как "детское" и показывали только на утренних сеансах.
Я смотрю "ДиЭ" почти всю свою сознательную жизнь (в т.ч. и вчера, что и стало причиной этой рецензии) и каждый раз с одинаковым восторгом, как в 6 лет, так и в 16, и в 36, и теперь, когда мне уже за 50. Причины это восторга меняются, но сам восторг неизменен.
Кстати, ещё пара слов про Йонаса Грицюса: за год до этого он снял "Гамлета", на следующий год, после "ДиЭ", снимет "Никто не хотел умирать".
3 таких разных фильма и все три - образец операторского мастерства!
Лина Бракните не стала кинозвездой, во ВГИК ей поступить не удалось. Наверное, и слава Богу. Редко случается, чтобы дети, которые так органичны, которых так любит камера, сохраняли бы это качество и во взрослой жизни. ВГИК тут не поможет (скорее, всё испортит).
Яркий пример тому - Елена Проклова, которая в детстве жила в кадре так, что переигрывала величайших своих взрослых партнёров, потом стала довольно посредственной актрисой, нынче и вовсе затесалась в ряды многочисленных теле-фриков.
А Лина Бракните так и осталась нестареющей кино-легендой из моего детства, одним из символов 60-х.
Ещё один важный персонаж фильма (в рассказе Нагибина "Эхо" он был главным, кстати) - Роман. О нём тоже надо сказать пару слов.
В финале картины авторы ему, вроде как, дают надежду на то, что всё можно исправить ("Подумаешь, крабы. Они только и умеют, что ползать. Ты эхо поймай!").
Эта надежда стала предзнаменованием для исполнителя роли Романа - Валеры Зубарева.
Пройдёт 3 года и судьба даст ему шанс исправить свою кинематографическую "карму", Зубарев сыграет персонажа, который станет своеобразным нравственным камертоном целого поколения - Генка Шестопал из "Доживём до понедельника" (помните: "Счастье, это когда тебя понимают").
Вот такие фильмы снимали во времена моего детства. Мне уже много лет и я могу без стеснения сказать теперь: этот фильм меня кое-чему научил тогда. Мне было очень стыдно "за того парня" и я ни за что не хотел оказаться на его месте. Я всю жизнь очень старался не повторить его ошибку. Может ли быть более высокая оценка для "детского" фильма?
(в ролике использована песня Виталия Черницкого)
P/S/ а ведь сейчас такой фильм и снять не дали бы, поставили бы на нём педофильское клеймо - Вике-то, по сюжету, раздеваться приходится.
Оригинал статьи размещен здесь
Если вы дочитали до конца, то вам может быть интересно прочесть и это:
Аристократ сцены (памяти Виктора Костецкого)
Дети Чугунных Богов. Забытый шедевр.
Карел Кахиня. Фильмы, воспевшие детство.