"Доктор Живаго", "О дивный новый мир" и другие
Может ли книга, которую еще пару десятилетий назад миллионы людей считали гениальной оказаться лишь данью моде того самого периода? А когда мода уходит, к прежним спискам гениальных книг возникают вопросы…
Каждый день в утренних статьях мы разыгрываем сертификат на 1000 рублей на покупки в Book24. Для участия нужно просто прокомментировать эту статью и поставить лайк. Больше комментариев – больше шансов выиграть! Подробности в конце статьи)
Олдос Хаксли, "О дивный новый мир"
Одна из первых знаковых антиутопий была создана на фоне Великой депрессии – кризиса мировой экономики в 1930-х годах. Книга в полной мере отражает чувства людей, стремящихся выжить в очень непростое время. Хаксли живописует Лондон будущего – через шесть столетий, – и то, какой стала цивилизация на Земле. Конечно, это общество потребления, которое как раз захлебывалось в проблемах в годы написания книги.
Государства слились воедино. Для упорядочения жизни людей организованно выращивают и сразу делят на касты. Каждому члену касты уготован его образ жизни и тот потолок достижений, за который не выйти. Уделено внимание тому, как намеренно огрублять низших членов общества, какие должны быть развлечения, чтобы никто не чувствовал себя обделённым.
Сразу после выхода роман потряс многих, показав один из возможных тупиков развития нашей цивилизации. И до сих пор он числится среди культовых книг. Хотя с тех пор было опубликовано множество других антиутопий, где намного тщательнее прописано как само возможное будущее, так и метаморфозы, произошедшие с людьми.
Борис Пастернак, "Доктор Живаго"
Вызвавший множество скандалов и споров роман, в который Пастернак включил и стихи – от имени главного героя, Юрия Живаго, – в СССР долгое время был запретным. Подпольные версии распространялись в бледных копиях и машинописных перепечатках. Книга слыла по-настоящему культовой, ходили слухи, что по ней даже гадали.
В тексте показаны судьбы представителей отечественной интеллигенции на протяжении почти всей первой половины прошлого века, войн и революций. Драматические события истории тщательно перемешаны с эпизодами личной жизни. Перемены врываются в прежде тихий быт и переворачивают все верх дном. Детство, отрочество, юность и тем более – зрелые годы Юрия Живаго, полны расставаний и утрат, поисков семейного счастья и смысла жизни.
Долгие годы роман, поднимавший столь важные вопросы, в Советском Союзе воспринимался многими как гениальный, документально точный и психологически глубокий. Но потом, уже на излете советской эпохи, начали появляться другие романы и мемуары, посвященные описанным в «Докторе Живаго» десятилетиям. Более содержательные по части фактов и художественно не менее интересные.
Михаил Зощенко, "Перед восходом солнца"
Одна из самых необычных повестей в отечественной литературе первой половины XX века. Написанная на автобиографической основе, книга посвящена анализу фобий, страхов и прочих внутренних проблем, которые испытывал сам Зощенко на протяжении непростых десятилетий своей жизни, от детства и юности, до зрелости. Это вовсе не история типа «как мне было плохо, пожалуйста, пожалейте», а скорее наоборот – попытка поделиться с читателями своим сокровенным, помочь ему найти рецепты преодоления собственных боязней, часто совершенно беспричинных. В общем, книга написана искренне, с душой.
Но она с самого начала была отрицательно воспринята другими советскими писателями. Незачем, дескать, копаться в своих мелких заботах и фантазиях. Публикацию повести тормознули, Зощенко выгнали с работы в журнале, лишили жилья. В прессе появились ругательные статьи о нём. А вскоре началась полномасштабная травля его заодно с поэтессой Анной Ахматовой. Но вот когда настали другие времена, злополучная повесть стала модной, была объявлена гениальной и окружена, возможно, излишним восторгом.
Владимир Орлов, "Альтист Данилов"
В романе причудливо перемешаны обычные позднесоветские и фантастические пласты реальности. Главный герой, Владимир Данилов, этакая полукровка: папа – демон, мама – обычная провинциальная советская женщина. И сам текст повествования во многом строится на контрасте обыденного и волшебного. У Данилова даже имеется браслет, на котором стоит переключатель между его обычным и неземным состояниями.
В позднем СССР книга стала сенсацией. Подобно другим культовым сочинениям ее самостоятельно копировали и перепечатывали. Восхищение вызывали сатирические зарисовки из тогдашней жизни и, конечно, мистический подтекст. Тем более, что автор включил в текст размышления о смысле бытия и роли музыки в человеческой жизни, вопросы о том, как же надо заботиться о грядущем. Но теперь фантастика и мистика давно утратили ореол исключительности. Да и безжалостно откровенных рассказов о быте тех времен появилось уже слишком много.
А вы читали эти книги? Делитесь мнением о них в комментариях!
Итоги конкурса от 06.08: победителем ежедневного конкурса от Book24 стала Ksusha Smirnova! Поздравляем! Читатель получает сертификат на 1000 рублей на покупки в нашем Интернет-магазине.Ответьте на запрос адреса электронной почты и мы отправим вам сертификат в течение двух рабочих дней.
Тоже хотите поучаствовать и выиграть шопинг в Book24? Тогда оставляйте комментарии и лайк под этой статьей! Итоги подведем с помощью Random.org в новой статье уже завтра! Больше комментариев – больше шансов выиграть. Также мы ответим на комментарий победителя поздравлением с запросом электронной почты для отправки приза. Следите за уведомлениями в Дзен, это очень важно! Желаем удачи!
До новых книг!
Ваш Book24