Найти в Дзене
izzylaif

Капитализм это хорошо

Для левой риторики характерно использование слов "отчуждение" и "консюмеризм" (consumer - потребитель). Левые говорят о какой-то капиталистической идеологии, которая довела человечество до торжества "отчуждения" и "консюмеризма". Отчужденные люди страдают и пытаются заполнить внутреннюю пустоту потреблением материальных благ.
Эту печальную картину в 1941 г. обрисовал неофрейдист и неомарксист Эрих Фромм:
"При капитализме экономическая деятельность, успех и материальная выгода стали самоцелью. Судьба человека состоит в том, чтобы способствовать росту экономической системы, умножать капитал - и не для целей собственного счастья, а ради самого капитала. Человек превратился в деталь гигантской экономической машины. Если у него большой капитал, то он - большая шестерня; если у него ничего нет, он - винтик; но в любом случае он - лишь деталь машины и служит целям, внешним по отношению к себе".
Есть, как минимум, два слабых места в этой теории.
1. Капитализм не является прич

Для левой риторики характерно использование слов "отчуждение" и "консюмеризм" (consumer - потребитель). Левые говорят о какой-то капиталистической идеологии, которая довела человечество до торжества "отчуждения" и "консюмеризма". Отчужденные люди страдают и пытаются заполнить внутреннюю пустоту потреблением материальных благ.

Эту печальную картину в 1941 г. обрисовал неофрейдист и неомарксист Эрих Фромм:

"При капитализме экономическая деятельность, успех и материальная выгода стали самоцелью. Судьба человека состоит в том, чтобы способствовать росту экономической системы, умножать капитал - и не для целей собственного счастья, а ради самого капитала. Человек превратился в деталь гигантской экономической машины. Если у него большой капитал, то он - большая шестерня; если у него ничего нет, он - винтик; но в любом случае он - лишь деталь машины и служит целям, внешним по отношению к себе".

Есть, как минимум, два слабых места в этой теории.

1. Капитализм не является причиной консюмеризма.

Основа капитализма - не потребление, а накопление. Карикатурный капиталист Эбенезер Скрудж (персонаж повести Чарльза Диккенса "Рождественская песнь в прозе") - это анти-потребитель, он в принципе против потребления. В этом разница между капиталистом с одной стороны и правительством с центробанками с другой стороны: капиталист копит, а правительство и центробанки хотят, чтобы люди как можно больше тратили.

Сверхидея капитализма в том, чтобы урезать потребление сегодня, чтобы инвестировать и улучшить качество потребления завтра.

2. Не так-то просто заставить человека потреблять.

Реклама на рынке выглядит так, будто покупка товара должна помочь человеку решить какую-то экзистенциальную проблему. Реклама часто строится на том, что потребление какого-то продукта - это не просто потребление, а повышение качества личного бытия.

Реклама всегда была такой. Апогея такая маркетинговая стратегия достигла в 1920 гг. Тогда были распространены слоганы типа: "К чему оставаться уродливым, когда можно купить наш крем?" или "К чему оставаться жирным, когда можно купить наши таблетки для похудения?"

Фрейд придумал в связи с этим шутку о самом успешном рекламном слогане: "К чему оставаться живым, когда можно быть похороненным всего лишь за 10 долларов?"

Современная реклама продолжает ту же линию - потребление презентуется как путь к улучшению своей жизни. Но верят ли покупатели рекламе?

Если бы люди всегда верили рекламе, они бы покупали все, что рекламируется. Мизес писал, что в таком случае пара продуманных рекламных кампаний производителей свечей заставила бы людей отказаться от электрических лампочек.

Опросы в США в 1930 гг. показали, что рекламным обещаниям верит меньшинство потребителей. В 2013 г. только 21 % опрошенных согласились с тем, что реклама бывает правдивой.

Реальность рынка подтверждает, что реклама не всесильна. В США за последние 40 лет объем рекламы алкоголя увеличился на 400 %, а потребление алкоголя уменьшилось!

Мы не видим реальных доказательств того, что люди ведут себя как покорные рабы капитала, потребляющие все, что им скажут. Образ грустного, "отчужденного" человека, который, как зомби, плетется в магазин, чтобы купить все, что рекламируется, - это образ из левой пропаганды, в реальности все намного сложнее. это