Несмотря на начавшееся активное (особенно когда смотришь каналы федерального телевидения) тушение сибирских пожаров, их площадь особо не меняется. Сегодня пламя бушует на территории порядка 2,8 млн гектаров. Всего же огненная стихия прошла уже больше 11 млн гектаров тайги. В ходе пожаров в атмосферу Земли выброшены десятки миллионов тонн диоксида углерода (газа, ускоряющего глобальное потепление), а над Россией сформировался дымовой «колпак» размером свыше 4,5 млн км².
Ущерб конкретно для Сибири пока не вычислен, однако Счётная палата РФ заявляет, что за первые 6 месяцев 2019 года общие потери от всех лесных пожаров в стране в денежном выражении составили ₽2,4 млрд. Притом более половины пожаров возникали по вине человека (и в основном из-за арендаторов лесных пространств).
С 2018 года наиболее «огнеопасные» регионы стали получать больше денег на борьбу с таёжными возгораниями, однако это, как ни странно, не привело к позитивным изменениям. Напротив, количество пожаров возрастает, а чиновники и вовсе самоустраняются от борьбы со стихией. Ярче всего их отношение к проблеме выразил красноярский губернатор Александр Усс:
«Это было и сто, и двести, и триста, и пятьсот лет тому назад... Дело в том, что это обычное природное явление, бороться с которым бессмысленно, а может, даже где-то и вредно».
Конечно же, слова эти - ни что иное, как глупое оправдание своей бездеятельности.
Конечно, природные пожары были всегда, но нельзя же так безоговорочно игнорировать человеческий фактор. Ведь если раньше, к примеру, светлохвойные леса могли спокойно простоять без огня до 50 лет, а леса в заболоченных регионах и вовсе 150, то теперь, из-за меняющегося климата и активной деятельности человека (особенно лесорубов, как иностранных, так и отечественных) промежутки между возгораниями сократились до 5-15 лет.
В таких условиях если и дальше ничего не делать, как единоросс Усс, то Сибирь превратится в одно сплошное пепелище.
Утомлённые бездействием властей сибиряки требуют отставки «дефективных менеджеров», а также восстановления сгинувшего в огне леса. Соответствующая петиция была размещена на портале Change.org.
Однако учёные считают, что это будет очень нескорым процессом: горящая и уже сгоревшая тайга возродится как минимум за столетие. Так старший научный сотрудник лаборатории лесной пирологии Института леса им. В.Н. Сукачева КНЦ Сибирского отделения РАН Александра Брюханова говорит следующее:
«Например, на севере Сибири (Якутия, Эвенкия) сосне или лиственнице, чтобы вырасти во взрослое дерево обычно требуется не менее 100 лет. А где-то на юге Сибири оно может вырасти во взрослое растение и через 60-70 лет. Соответственно для восстановления лесов северной тайги, где сейчас бушуют очень сильные пожары, может не хватить и целого века».
Профессор кафедры ботаники Алтайского государственного университета, доктор биологических наук Татьяна Терехина даёт ещё более неутешительный прогноз:
«Сгоревший лес там формировался сотни лет. Хвойные, которые встречаются на территории России, имеют максимальный срок жизни 350 лет».
В любом случае, ни мы, ни наши дети, ни наши внуки восстановление пострадавшей тайги уже не застанем.
Да и восстанавливать что-то столь продолжительное время для нынешней власти вряд ли покажется «экономически выгодной» затеей. Ей было бы проще отдать «убыточные и никому не нужные» части Сибири (свободные от леса и нефтегазовых месторождений) китайским соседям. Я не удивлюсь, если это даже покажут, как выгодную для россиян сделку под пафосные речи о том, что наша страна избавилась от обузы для бюджета и сделала большой шаг к тому, чтобы перестать быть ресурсной державой в глазах мира.
И такой сценарий, к сожалению, вовсе уже не кажется политизированным преувеличением, если вспомнить, как легко при Путине китайская граница подвинулась вплотную к Хабаровску, как крупное производство и добыча природных богатств от Красноярска и на восток постепенно переходили к китайским собственникам...
Нам следует понимать, что пока у руля страны находится путинская команда - ничего решительно хорошего нашей России ждать не придётся.