День 11.
До самого вечера идём по пригородам Красноярска, мало чем отличающимся от Подмосковья: дачи вдоль берега не кончаются. После Енисейска теплоход не останавливается больше суток, и за весь день у нас единственное развлечение - дозаправка. Расскажу про наш теплоход "Валерий Чкалов". По правде говоря, ради него это путешествие изначально и задумывалось, а потом уже обросло Надымами и Уренгоями.
Сходить на легендарном енисейском "Чкалове" - крутая ачивка для транспортных маньяков и любителей путешествий!
Если вы летом приедете на северный речной вокзал в Москве, увидите там вереницу из пары десятков круизных теплоходов в два ряда, готовящихся в рейс. Некоторые из них сначала были просто общественным транспортом, некоторые сразу строились как круизные. Трёх, четырёх, пятипалубные белые гиганты, иные в полтора раза длиннее и в пять раз тяжелее "Чкалова", все они - его потомки. "Чкалов" был первым.
1951 год, война закончилась шесть лет назад. Страна медленно оправляется, позади несколько голодных лет. Для развития срочно нужны ресурсы, их уже разведано немало в Сибири, но как их доставлять, если в стране за пределом центра почти нет дорог? Самолётами возить дорого, да и самих их не так и много, и небольшие они по тем-то временам.
Тогда принимается решение сделать ставку на речной транспорт: реками Россия богата! Разрабатывается огромное количество проектов буксиров, танкеров, сухогрузов, и - как вишенка на торте - создаётся целый ряд проектов пассажирских теплоходов, куда больше, вместительнее, быстрее и красивее предыдущих.
Советские судостроительные заводы к тому времени уже все загружены заказами на грузовые суда, поэтому несколько серий пассажирских теплоходов Сталин решает заказать на верфях ГДР, Чехословакии и других стран СЭВ.
Первый проект теплоходов, 588, - самый большой из них, трёхпалубный. Головное судно сразу решают назвать в честь погибшего несколько лет назад лётчика-испытателя, героя миллионов и хорошего друга Сталина - Валерия Чкалова. В 1953 году судно спускают на воду, а после завершения приёмо-сдаточных испытаний, в 1954 году, перегоняют в Красноярск, где оно и возит пассажиров по сей день.
Уровень роскоши в каютах по тем временам поражал, теплоход буквально открыл новую страницу в истории судоходства на Енисее, принёс вот это бесценное после войны чувство "жизни налаживается, скоро всё будет хорошо, мы уже можем себе это позволить"! Совсем как санаторий в фильме-сказке про Хоттабыча. Интеллигенция сразу же облюбовала "Чкалова": на теплоходе регулярно проводились собрания писателей, художников, врачей. Местный люкс принял немало ВИПов, включая даже лидера ГДР! А вестибюли увешаны благодарственными письмами от топов Норникеля, Сбербанка и прочих газпромов.
Красноярцы невероятно гордятся "Чкаловым". Это теплоход-символ, настоящий плавучий музей на ходу. Интерьер "Чкалова" стараются сохранить в первозданном виде - с расчётом превратить его в корабль-музей после списания. Впрочем, когда это пройзойдёт - трудно сказать, замены до сих пор нет, а новые теплоходы пока только в проектах. Три-четыре года у "Чкалова" ещё есть.
Да, положа руку на сердце, признаю, теплоход не дотягивает до уровня современных круизников. Ему много лет, это чувствуется. Но чувствуется и то, как любовно за ним следят, ухаживают, буквально пылинки сдувают. Интерьеры из лакированного дерева, ручки на окнах, стулья на пружинах, изящные абажуры - стопроцентный, абсолютный винтаж, редкие ощущения.
Теплоход, конечно, регулярно обслуживают и ремонтируют, большой ремонт "Чкалов" прошёл пару лет назад. Хотя, учитывая ситуацию, наверное, правильнее будет сказать "реставрацию", ведь "Чкалову" уже 63 года!
Я был на паре других теплоходов проекта 588, осовремененных, в пластике и типа с евроремонтом (588 - самый массовый трёхпалубник, недорогой и надёжный, их до сих пор много). Так вот, всё это не то, выглядит дёшево и скучно. "Чкалов" же по-настоящему роскошен!
А ещё "Чкалов" - это плавающая парта. Несколько поколений ребят из местных посёлков поступает в речное училище, а в навигацию стажируется матросами на "Чкалове". Через два с половиной года они получают дипломы механиков-судоводителей - и устраиваются помощниками, а затем и капитанами по всему Енисею и Ангаре. Кстати, интересная и неплохо оплачиваемая работа.
В общем, "Валерий Чкалов" - это не просто теплоход, это явление, настоящее культурное достояние Красноярского края!
Шесть дней на "Чкалове" показались настоящей сказкой, жаль, что она закончилась :(
Кстати, все шесть дней мы шли по территории одного единственного Красноярского края. Это внутриобластной транспорт, как у нас электричка Москва-Серпухов. И за это время мы прошли всего половину Края в меридиональном направлении (север-юг) - 1600 км из 3300!
На мониторе в холле показывается текущее положение, скорость, температура и прочая путевая информация.
Огромный корабельный кот периодически гулял по коридорам на радость пассажирам. Потом шёл к своей двери, скребся, ему открывали.
Красноярск встречает слепым дождиком.
Пока, "Чкалов", спасибо за путешествие!
День 12.
Не раз слышал, что самые красивые девушки у нас живут в Норильске. Мол, туда берут только тех, на кого не жалко потратить ВСЕ эти деньги (а с учётом северных надбавок даже простые работяги зарабатывают под сотню тысяч). Неправда всё это, врут, Красноярск вне конкуренции.
А куда мы поехали на следующее утро после прибытия в Красноярск? Конечно, в Дивногорск :)
Спуститься по красивейшей террасе к Енисею, полюбоваться умиротворяющими видами, подышать волшебным лесным воздухом - и взять, наконец, такси до Красноярской ГЭС, тем более где-то в районе Туруханска мне на сдачу досталась бумажная десятка в хорошем состоянии!
Про фото с бумажными деньгами. Эта идея рано или поздно приходит в голову любому путешественнику с фотоаппаратом: сделать фото со всеми нашими купюрами. Это как в первых шагах макросъёмки все фотографируют свой глаз. Я даже 5 рублей бумажных для такого дела нашёл!
А что: вроде как и сюжет интересный, и места как на подбор все красивые и туристические. Добраться проблем особых нет, в принципе, если не считать остров "два брата" в Дальнегорске (старая тысяча)...
Ага, щаз, добраться проблем нет! Лучше бы проблемы были с "добраться"! Главный секрет большинства картин с купюр - это не места, это ракурсы. Добрую половину "денежных" ракурсов можно поймать разве что с вертолёта. Ну, или день по тайге.
С Красноярской ГЭС нам невероятно повезло с таксистом. Мы с ним изъездили все окрестности КрасГЭС, побывав практически везде, куда только можно подъехать в принципе. Что интересно, мы оказались вторыми туристами за несколько лет, которые обратились к нему с просьбой покатать вокруг ГЭС (а место, вроде, туристическое, известное). Слушайте, по каким только просёлочным дорогам мы с ним не поездили, столько фоток сделали, мощный гул электричества послушали! Он даже звонил знакомым и жене узнать, где места с видом на ГЭС покрасивее! Жена у него как раз работает на ГЭС, так что он нас просто завалил информацией, где, что, как, когда, сколько и т.д.! Дядька прямо расцвёл, рассказывая про местную достопримечательность, мы были в восторге :)
Удалось съездить даже к уникальному единственному в России судоподъёмнику. Постоять рядом, пройтись под огромными рельсами. Посмотрите видео, оно впечатляет. Судоподъёмник - это, во-первых, такой вагон на колёсах. Длина его - 113 метров, высота - 20 (как 7-этажный дом). Внутри этого вагона - бассейн. Когда к КрасГЭС подходит судно, судоподъёмник опускается, ворота открываются, судно заходит - и судоподъёмник по рельсам переваливает через ГЭС - и выпускает судно с другой стороны!
Восемь тысяч тонн. Столько весит этот вагон.
Ну, в принципе, и всё. На этом наше путешествие по уникальным и заповедным местам заканчивается. Мы, конечно, погуляли по самому Красноярску, слазили на Красноярские Столбы (причём дошли до них, а не сфотографировали издалека), но это всё уже доступно миллионам, в интернете есть куча фотографий.
Здорово отдохнули душой и глазами, побывали во множестве необычных мест (я рассказал, может, о трети из них), познакомились со множеством интересных людей. А как нам повезло с погодой - не устану повторять. Авантюра же была, ну, в Заполярье в отпуск поехать! Целых две недели загара, под конец уже прятались от солнца под любой тенёк!
Где-то в районе Игарки у меня даже название для нашего путешествия появилось:
"Лежачий отдых на лучших пляжах Норильска и других курортов Красноярского края".
Спасибо, что следили за поездкой :)
Если вас нужно послать подальше и поинтереснее по России - обращайтесь!
Про деньги, рейсы и прочее. Всего поездка заняла две недели в июле 2017.
На двоих:
Транспорт:
самолёт Москва-Надым - 4*2=8 т.р.,
автобус Надым-Новый Уренгой - 0.5*2=1 т.р.,
самолёт Новый Уренгой-Алыкель - 3*2=6 т.р.,
прокат катера на Ламу, без капитана (у меня есть права на катер) - 10 т.р.,
такси Норильск-Дудинка - 1 т.р.,
теплоход Дудинка-Красноярск, двухместная каюта первого класса - 22*2=44 т.р.,
самолёт Красноярск-Москва - 7*2=14 т.р.
Гостиницы:
Новый Уренгой, 1 н. = 2.5 т.р.,
Норильск, 3 н. = 7.5 т.р.,
Дудинка, 1 н. = 4 т.р.,
Красноярск, 3 н. = 8 т.р.
Итого транспорт (84 т.р.) + гостиницы (22 т.р.) = 106 т.р.
Ещё примерно 20 тысяч на еду, подарки, сувениры.
Другие истории из этой поездки:
Часть 1 - Надым и Новый Уренгой
Часть 2 - Норильск, плато Путорана и озеро Лама
Часть 3 - Норильск и отправление на теплоходе из Дудинки
Часть 4 - на теплоходе по Енисею: Игарка, Туруханск, Бахта
Часть 5 - Ворогово, Ярцево, Енисейск, Казачинские пороги
Часть 6 - теплоход "Валерий Чкалов", столбы и Дивногорск