Найти тему
Заметки о кино

Истина где-то в дружбе. О сериале «Очень странные дела», или «Загадочные события»

Очень странные дела, 1-й сезон
Очень странные дела, 1-й сезон

Пожалуй, одна из немногих побед русского перевода. «Очень странные дела» - литературнейший из возможных перевод куда более обыденного Stranger things. На экране не просто загадочные события, а действительно очень странные дела.

В июле 2016 года состоялась мировая премьера одноименного сериала. Компания Netflix и, в частности, братья Дафферы с жаром ввязались в паранормальную историю, повергшую в хаос тихий американский городок из 80-х. Точность, с которой Хокинс и все его обитатели воссозданы на экране, обернулась волной положительных откликов и мировой популярностью сериала. Но дело, конечно, не только в точности, атмосфере и художественных декорациях.

Если попытаться максимально емко сформулировать успех «Очень странных дел», то все крутится вокруг одного простого тезиса: снимали про научную фантастику, а сняли про дружбу и отзывчивость. Зритель, сам того не замечая, втягивается в сюжет, события которого становятся мелкими и незначительными по сравнению с симпатией к героям и привязанностью к их взаимоотношениям. Здесь не столь важно, как победить монстра и что за потусторонний мир, важнее – что будет с мальчиком, куда делась девочка, все ли выживут, как сложится у шерифа.

Трое мальчишек не желают мириться с пропажей своего друга при загадочных обстоятельствах и решают провести собственное расследование. В то время как мать и родной брат мальчика ведут свою, отчаянную борьбу за правду. К поиску подключается и прагматичный шериф Джим. Ряд событий заставляют его пересмотреть свои жизненные убеждения, а собственная личная утрата – сопереживать родным пропавшего, и, что особенно важно, идти до конца.

Казалось бы, парадоксально, но очеловечивание персонажей, их теплые узы, товарищеская преданность, искренняя взаимовыручка – вот ключ успеха фантастического ужастика. На самом деле, парадокса здесь нет. Когда герои сталкиваются с колоссального размера злом, их единственный выход – действовать сообща. Чуть только кто-то из героев лезет в одиночку на рожон – зритель ворочается в кресле от раздражительной тревоги. Несомненная победа создателей сериала в том, что они противопоставляют предельно запутанной, опасной и тяжелой головоломке, не чье-то персональное геройство, не случайное везение, а сплоченность команды. Из по началу разрозненных персонажей складывается настоящий коллектив. Герои верят друг другу, как бы дико ни звучало и ни выглядело то, что с ними случилось, люди сражаются со злом, и сражаются вместе. В «Очень странных делах» человек человеку друг, и от этой приятной неожиданности, на фоне всего того, что нынче снимают и в этом, и в других жанрах, становится как-то тепло и уютно. Сериал кружит голову, влюбляет в себя, и каждый его эпизод, как похлопывание по плечу старого доброго друга.

Герои сериала, что особенно подкупает, это обычные люди. Здесь нет красавиц с обложки и стальных кубиков пресса, ультрамощных орудий и летающих тарелок. Всё это с лихвой компенсируется детской непосредственностью, силой духа в маленьких, хрупких телах, здоровым рассудком и честностью блюстителя порядка, добротой и решительностью настоящих друзей. Высокий уровень накала, при этом, обрамлен музыкально и стилистически выверенным духом времени, юмором и последовательным сюжетом.

Если говорить сухо в контексте жанра, то придется лишь констатировать: в лучших стивенокинговских традициях «Очень странные дела» окунают в свою, неповторимую реальность, свою вселенную страха и ужаса. В ней, как и полагается, беспечное человечество застается врасплох, остается со злом один на один. Виртуозно отстроенное подглядывание, близость к этой поражающей воображение грани смерти, держит в напряжении. Даже искушенный монстрами и всяческой потусторонней аномалией зритель не избежит жутковатого озноба «Очень странных дел». Безудержность зла вкупе с наивностью и видимой слабостью героев, безусловно, захватывают дух.

Технически сериал оставляет за собой некоторый вопросительный шлейф. Ряд загадок остаются нерешенными. Например, первый сезон, фактически закрыв историю с пропавшим мальчиком Уиллом, не дает ответа на вопрос, как тому удалось мигать лампочками и общаться со своей матерью? Почему монстр оставил Уилла в живых? Как мальчик сумел вырваться из его лап? Выглядит сомнительным и то, что, находясь в токсичном пространстве, герои без средств защиты остались целыми и невредимыми. Сборник статей можно написать о неправдоподобности взаимодействия героев с министерством энергетики, и вообще о статусе и мотивах этого министерства в фильме. В этом сложносочиненном круговороте нюансов авторы не везде справились с управлением, тем не менее, цельность сериала удивительным образом сохранилась. К тому же, съемки продолжаются, а, значит, у авторов еще будет шанс всё объяснить.

Отдельной главой стоит выделить череду отсылок сериала к великим произведениям из мира научно-популярной фантастики и фэнтези. Здесь и Стивен Кинг, и Толкин, и аниме, и «Назад в будущее», и «Чужой, и шедевры Стивена Спилберга. При всей свежести и необычности сериала трогательная фанатская заботливость авторов дает зрителю чувствовать себя как дома, располагает к себе.

Жутко интересные «Очень странные дела» находятся на стадии третьего сезона. Братья Дафферы уже заикнулись о том, что будет и четвертый, а, значит, на одну увлекательную интригу в жизни больше.