Найти в Дзене
Элинор Пэйт

Лесные стражи

Что может быть приятнее для глаза и слуха, чем звонкое весеннее утро в сосновом бору, полное свежести и золотых солнечных блесток, падающих сквозь зелень иголок? С первыми лучами просыпается лес, рождая множество необычных звуков и шорохов. Ты идешь неспеша по тропинке, выстланной, как ковром, мягкой красноватой хвоей, а за тобой наблюдают отовсюду тысячи глаз, удивляясь, что за гость пожаловал на рассвете. Входя под высокий густой полог, я всегда ощущаю на себе эти взгляды, тревожащие оттого, что все тебя видят, а ты их — нет.

Какой бы камуфляж ты не надевал, как бы неслышно не старался передвигаться, все равно для лесных жителей ты будешь, как на ладони, потому что они не разучились еще общаться между собой, и каждый из них, встретив человека, расскажет о нем округе. Хорошо, если первым тебя заметил зяблик — маленькая, но очень громкая лесная птица с чарующим голосом. Сразу же на весь бор раздастся ее пронзительный сигнал тревоги: «Хьют! Хьют!» Предупреждает зяблик, прежде всего, своих сородичей, но слышат его все вокруг, и те, кто замешкался или увлекся каким-нибудь делом, замирают на месте, крутят головами по сторонам, прислушиваются и принюхиваются, ища опасность.

Самец зяблика. Фото Элинор Пэйт
Самец зяблика. Фото Элинор Пэйт

При виде людей начинают громко стрекотать дрозды, в основном, чернозобые и рябинники, которых можно встретить вокруг водоемов и болот, в темных зарослях ивняка и ольшаника. Удивительно, что дав им приятную наружность, вместе с ней природа одарила их весьма неблагозвучными голосами. Их сигналы тревоги напоминают скрежетание: хочешь-не хочешь, а услышишь. Рябинники не ограничиваются обычным предупреждением, если думают, что им реально грозит опасность. Врага они готовы атаковать бомбами из помета. Для человека они страшны лишь тем, что могут попасть в глаз, «залепить обзор» и вызвать сильное раздражение, а вот для других пернатых иногда становятся причиной гибели, потому что, высыхая, намертво приклеивают перья друг к другу, так что обидчик оказывается неспособен взлететь.

Дрозд-рябинник на карауле. Фото Элинор Пэйт
Дрозд-рябинник на карауле. Фото Элинор Пэйт

По неблагозвучию издаваемого звука с дроздами соперничает сойка, кружащая высоко в кронах и оповещающая людей о присутствии людей резкими неприятными для слуха криками. Противнее всех, пожалуй, кричит большой лесной ворон, любитель пошутить и поиздеваться, имитируя голоса людей и других животных. Наверное, не один охотник может поделиться историей о том, как в самый последний момент внезапно закричавший ворон, вспугивал добычу с прицела. Я не охотник, целюсь в зверей только объективом своего фотоаппарата, но и со мной случалось много таких историй, когда ворон с высоты своего дерева наблюдает за мной спокойно, подпускает на такое расстояние к объекту съемки, с которого можно сделать недурной кадр, но стоит только настроить фокусировку и приготовиться надавить пальцем на кнопочку автозапуска, как спокойно и неподвижно сидевшая птица вдруг начинает летать вокруг меня кругами и громко и хрипло кричать на всю округу о моем внезапном присутствии. Конечно же, после такой кульминации животное, отдав должное ворону, замечает меня и стремительно убегает. Так и хочется иногда расстроенному фотоохотнику швырнуть в предателя палкой или корягой, однако, вместо этого я еще раз поражаюсь мудрости этого пернатого лесного стража и защитника. Сложно ему отличить ружье от фотоаппарата, но он ловит каждое движение, видит, что человек прицеливается, и тут же приходит на помощь «жертве», нарочно дотянув до последнего и дав фотографу надежду на то, что удача уже в кармане. Стоит отдать ему должное, несмотря на испорченное начало дня: сколько косуль и даже лосей он спас таким образом от настоящих охотников-браконьеров, нет-нет да и наведывающихся в парк?!

Другие лесные стражи — бурундуки. Эти маленькие, «спортивные» зверьки, носящие полосатую шкурку, слышат о твоем появлении, настораживаются и замирают, почти полностью сливаясь с ландшафтом, а потом начинают издавать тревожный крик, напоминающий посвист, предупреждая и своих, и чужих. Иногда бурундуки, сильно испугавшись, кричат совсем забавно, словно бы выговаривая свое название: «Бурунбуу!» Возможно, за этот крик и получил он свое имя.

Бурундук азиатский. Фото Элинор Пэйт
Бурундук азиатский. Фото Элинор Пэйт

Когда за тобой наблюдают пытливые и внимательные глаза и сверху, и снизу, остаться незамеченным практически невозможно. При этом ничего не подозревающий человек, не говорящий на языке природы, мирно гуляет по бору, наслаждаясь музыкой леса и недоумевая, почему ему не встречается никаких зверей. Порой посетители парка выговаривают мне с упреком: «Если у вас водятся косули, почему я ни одну не видел?» А все потому, что чуткая косуля, даже если задремала на лежке или увлеклась во время кормления, не заметив приближения людей, всегда может положиться не только на свой исключительный слух, но и на предупреждающие сигналы тех, кто живет с ней по соседству, ибо каждый лесной житель, даже в национальном парке, где действует режим охраны, знает: от человека добра ждать не приходится. Вот и разбегается все живое прочь при одном его появлении.

Хорошо бы и нам с вами иметь таких внимательных соседей, реагирующих на нарушителей покоя. Тогда, возможно, меньше было бы зла и горя и в нашей жизни.